Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 19 апреля 2017 г. N 21-06/70-17Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в отсутствие представителей:
заказчика - Администрации муниципального образования сельское поселение "село Седанка" (далее - Заказчик), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты и представившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Заявитель), уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по строительству 4-х квартирного жилого дома эконом класса по ул. Набережная с. Седанка (закупка N 0138300011117000003), и в результате осуществления
внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по строительству 4-х квартирного жилого дома эконом класса по ул. Набережная с. Седанка (закупка N 0138300011117000003) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 24 188 350,00 рублей.
Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе 28.03.2017.
12.04.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива". По мнению Заявителя, положения документации о Закупке не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
- в извещении и в проекте контракта (пункт 8.4) установлены противоречивые сведения в части установления размера обеспечения исполнения контракта;
- в извещении о проведении ЭА установлено ограничение в отношении участников Закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, так как начальная (максимальная) цена контракта по Закупке превышает 20 млн. руб.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 17.04.2017 N 173, пояснив следующее.
В извещении, документации об ЭА (пункт 6.1) установлена сумма обеспечения исполнения контракта в размере 1 209 417,50 руб., в проекте контракта (пункт 8.4) установлена округленная сумма обеспечения исполнения контракта 1 209 420,00 руб., что не является существенным нарушением.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей, либо путем осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составила 24 188 350,00 руб., Заказчик в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе воспользовался правом и установил в извещении о Закупке требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако, при формировании в единой информационной системе извещения о Закупке произошел сбой в системе, в связи с чем также было установлено ограничение в отношении участников Закупки которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
По причине отсутствия стабильной междугородней связи и Интернета не удалось связаться с технической службой, и в связи с отдаленностью и ограниченными сроками строительства было принято решение опубликовать данное извещение.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
1.1. В извещении, в документации об ЭА (пункт 6.1) о Закупке Заказчиком указано: "Размер обеспечения исполнения контракта: В размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта: 1 209 417,50 (один миллион двести девять тысяч четыреста семнадцать) рублей 50 копеек_".
В пункте 8.4 проекта контракта указано: "Размер обеспечения исполнения Контракта составляет 5% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 1 209 420,00 (один миллион двести девять тысяч четыреста двадцать) рублей_".
Таким образом, в извещении, документации об ЭА и в проекте контракта указаны противоречивые сведения о размере обеспечения исполнения контракта, в нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
1.2. В извещении содержится ограничение, что участниками Закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
В документации об ЭА требование о том, что участниками Закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не установлено.
Таким образом, информация в извещении об ограничении участия в Закупке не соответствует информации, указанной в документации об ЭА, в нарушение части 1 статьи 64 закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом Закупки является строительство объекта капитального строительства (код по ОКПД2 41.20.10.110).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство (далее - СРО) о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 1.1. статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Исходя из вышеуказанных норм, условием допуска к участию в электронном аукционе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в аукционной документации в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки.
Заказчик в пункте 11.1 документации об ЭА установил требование к участникам Закупки о наличии свидетельства СРО на виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, а именно: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на цену установленную не менее чем начальная (максимальная) цена контракта".
Требование к участникам Закупки о наличии свидетельства СРО, в котором должна быть указана сумма заключаемого договора в размере не менее начальной (максимальной) цены контракта, противоречит части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом Заказчик не указал вид работ по организации строительства, на которые требуется свидетельство СРО.
Таким образом, требование к участникам Закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, установлено с нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, как указано в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 99 от 04.02.2015 установило Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В пункте 2 Приложения N 1 Постановления N 99 от 04.02.2015 указаны дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. В этом же пункте указан перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Работы по строительству объекта капитального строительства, являющиеся предметом Закупки, отнесены к коду ОКПД2 41.20.10.110, при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей. Следовательно, Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам Закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015.
Таким образом, Заказчик, не установив в документации об ЭА дополнительные требования к участникам Закупки, тем самым нарушил часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 4 статьи 31, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________С.Н. Парфирьева
____________________ О.В. Ермолова
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 19 апреля 2017 г. N 21-06/70-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017