Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 апреля 2017 г. N РЗ-101/17
Резолютивная часть решения оглашена "18" апреля 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "21" апреля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
администрации Преображновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области - <_>,
Жердевского районного муниципального казенного учреждения "Управление заказчика" - <_>,
в отсутствие представителя ООО "Новострой",
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (далее также Заявители) на действия администрации Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ на объекте капитального строительства: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (площадка откорма N7)" (извещение N 0364300041417000013) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Жердевское районное муниципальное казенное учреждение "Управление заказчика" 27.03.2017 опубликовало на сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение N 0364300041417000013 о проведении электронного на выполнение работ на объекте капитального строительства: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (далее - Аукцион).
Заказчик - администрация Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 450 070 руб.
На участие в Аукционе была подана 1 заявка (ООО "ТАМБОВДОРРЕМОНТ"), которая была признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об Аукционе (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.04.2017 N0364300041417000013-4).
ООО "Новострой", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В качестве доводов ООО "Новострой" указало, что Заказчиком при описании объекта закупки предъявлены избыточные требования к материалам.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, установила следующее.
ООО "Новострой" считает, что Заказчиком при описании объекта закупки по иным позициям Технического задания предъявлены избыточные требования к материалам, тем самым имеются признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
В нарушение статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем в жалобе не обосновал и не представил подтверждающих доказательств, какие затруднения в заполнении заявки и участия в аукционе создают обжалуемые им положения документации Аукциона. Представительство в заседании Заявителем жалобы также не обеспечено, в связи с чем, устных пояснений по доводам жалобы не представлено.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исходя из анализа обжалуемых позиций Технического задания и инструкции участникам закупки по заполнению первых частей заявок, считает данный довод Заявителя необоснованным в силу следующего.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, размещенной в Техническом задании, по спорным позициям по большинству показателей предусмотрено следующее: "Конкретный показатель в заявке должен представляться в виде конкретного значения величины. Исключение из данного правила составляют характеристики выделенные курсивом, по таким показателям, участник размещения заказа представляет в заявке сведения о конкретных показателях товаров в форме конкретных значений (при наличии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на материал), либо, описывая значение диапазоном возможных значений (при их отсутствии или при отсутствии возможности получить конкретное значение по результатам лабораторных испытаний)".
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указании в заявке на участие в аукционе характеристик товара участниками закупки по многим позициям возможно указать конкретный показатель в виде диапазонного значения в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в Техническом задании и действующими ГОСТами и иными нормативно-техническими документами, что позволяет участнику закупки заполнить заявку, не имея товары и их сопроводительные документы в наличии.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данный довод жалобы как необоснованный.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании предмета закупки должен придерживаться использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в пункте 1 Технического задания установлены требования к щебню из плотных горных пород, в т.ч. "порода: доломит, гранит, известняк, яшма, песчаник, анортозит, порфир, амфиболит, дацит, трахит, гнейс, базальт, кварцит, филлит, андезит, габбро, диабаз, диорит, порфит или их разновидности".
Требования к техническим характеристикам щебня установлены ГОСТ 8267-93 и не предусматривает требования к щебню в зависимости от того, из какой конкретно породы он разработан. Согласно ГОСТу щебень делится на разработанный из осадочных, метаморфических, изверженных пород или из гравия.
С учетом изложенного, соответствующие требования заказчиком установлены не в соответствии с указанным ГОСТом, при этом никакого обоснования необходимости уточнять в требованиях к щебню вид породы, из которой он разработан, документация не содержит, т.е. данное требование установлено в нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2.2. Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.04.2017 N0364300041417000013-4 аукционная комиссия рассмотрев заявку ООО "ТАМБОВДОРРЕМОНТ", признала ее соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Однако, решение аукционной комиссии противоречит требованиям части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Так, в Техническом задании по позиции N1 "Щебень из природного камня для строительных работ" Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Марка по морозостойкости выше F25". Участник закупки по данной позиции предложил щебень с маркой по морозостойкости F25, что не соответствовало требованиям Заказчика.
По позиции N2 "Раствор готовый кладочный цементный" Технического задания Заказчик установил, в том числе, следующее: "Марка: не ниже 50, 150". Участник закупки по данной позиции предложил раствор с маркой 100, что также не соответствовало требованиям документации об аукционе.
По позиции 11 "Бруски и доски обрезные хвойных пород" Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Длина 4,0-6,5 м. ширина 75-150 мм. Толщина от 32 до 75 мм. Доски должны быть антисептированными II сорта*. Бруски III, IV сорта*".
Участник закупки по данной позиции указал следующее: "Длина 4,0-6,5 м. ширина 75-150 мм. Толщина от 32 до 75 мм. Доски будут антисептированными II сорта. Бруски III сорта".
В данном случае участник закупки не представил конкретные значения длины, ширины, толщины брусков и досок. Кроме того, участник закупки в свое заявке указал бруски III сорта, однако, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, участнику закупки необходимо было перечислить все два сорта брусков - III и IV.
По позиции 13 "Травосмесь" Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Должна состоять из семян мятлика лугового, возможно тетроплоидного (50-60 %) и овсяницы красной (40-50 %) или полевицы побегоносной (40 %)".
Исходя из положений инструкции по заполнению заявки, участнику закупки следовало указать в заявке один из двух вариантов травосмеси:
1) мятлик луговой и овсяница красную;
2) мятлик луговой и полевицу побегоносную.
Однако ООО "ТАМБОВДОРРЕМОНТ" в своей заявке указало, что травосмесь будет состоять только из семян мятлика лугового.
Таким образом, заявка ООО "ТАМБОВДОРРЕМОНТ" не соответствовала требованиям документации об Аукционе, и в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе подлежала отклонению.
Однако в нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия признала заявку ООО "ТАМБОВДОРРЕМОНТ" соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" необоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области нарушившей п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию электронного аукциона на выполнение работ на объекте капитального строительства: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (извещение 0364300041417000013) нарушившей ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2, ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу N РЗ-101/17 о нарушении законодательства
о контрактной системе
Резолютивная часть предписания оглашена "18" апреля 2017 года.
В полном объеме предписание изготовлено "21" апреля 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Е.А. Гречишникова,
члены комиссии:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
на основании своего решения от 21.04.2017 по делу N РЗ-101/17 о нарушении законодательства о контрактной системе на основании пункта 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации Преображеновского сельсовета Жердевского района Тамбовской области (заказчик), аукционной комиссии, Жердевскому районному муниципальному казенному учреждению "Управление заказчика" в срок до 20 мая 2017 года аннулировать электронный аукцион на выполнение работ на объекте капитального строительства: "Строительство подъездов к ОАО "Токаревская птицефабрика" (площадка откорма N7)" (извещение N 0364300041417000013) и отменить все протоколы, составленные в ходе проведения указанного аукциона.
2. Оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" обеспечить программную возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить и представить доказательства в Тамбовское УФАС России в срок до "20" мая 2017 года.
Настоящее предписание в течение трех месяцев со дня его выдачи может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Комиссия Тамбовского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 апреля 2017 г. N РЗ-101/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017