Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 апреля 2017 г. N 107Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Перспектива" (далее - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя;
от заказчика - администрации г. Переславля-Залесского (далее - заказчик) - представители по доверенности Ермакова С.Н., Усманов Д.А.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Старостина М.А., председатель аукционной комиссии уполномоченного органа Иванов С.В.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки, электронная площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - администрации г. Переславля-Залесского, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (извещение N 0171200001917000389) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика - администрации г. Переславля-Залесского, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (извещение N 0171200001917000389) (далее - жалоба).
Доводы жалобы сводятся к следующему.
1. Заявитель считает, что заказчик и уполномоченный орган необоснованно включили в проект муниципального контракта дополнительную обязанность подрядчика по предоставлению требования о возврате денежных средств, внесенных последним в качестве обеспечения исполнения контракта, тогда как, по мнению заявителя, законодательством о закупках предусмотрено включение в проект контракта лишь условия о сроках возврата заказчиком такого обеспечения.
2. В проекте муниципального контракта заказчиком и уполномоченным органом установлен завышенный, как полагает заявитель, гарантийный срок на выполненные подрядчиком работы ("в течение не менее 60 (шестидесяти) месяцев", то есть 60 месяцев и более), в то время как предельный гарантийный срок, по мнению подрядчика, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации не может превышать 5 лет (что соответствует 60 месяцам).
На основании вышеизложенного ООО "Перспектива" просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.03.2017 размещено извещение N 0171200001917000389 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (далее - извещение) вместе с документацией об электронном аукционе.
Заказчиком выступила администрация г. Переславля-Залесского.
Начальная (максимальная) цена контракта - 76 755 770,00 (семьдесят шесть миллионов семьсот пятьдесят пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 16.6 раздела 16 "Обеспечение исполнения контракта" проекта муниципального контракта установлено, что способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных способов подрядчик определяет самостоятельно. В случае если подрядчик в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрал внесение денежных средств, подрядчик направляет заказчику письменное требование с указанием реквизитов на возврат обеспечения. Заказчик на основании полученного требования возвращает денежные средства в течение 20 рабочих дней с даты получения требования.
Законодательство о закупках не содержит запрета на включение в проект контракта условий, указаний на события, при наступлении которых заказчиком будет осуществлен возврат денежных средств, представленных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, в данном случае срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, начинает течь с момента получения заказчиком от подрядчика требования о возврате денежных средств и оканчивается по истечении 20 рабочих дней с даты получения такого требования.
Соответственно, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае в действиях заказчика и уполномоченного органа по установлению таких условий отсутствуют нарушения законодательства о закупках, и, соответственно, данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Исходя из пункта 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8".
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пунктам 1-2 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Следовательно, в данном случае на отношения по выполнению работ, являющихся объектом данной закупки, распространяются положения ГК РФ о договоре подряда, договоре строительного подряда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 755 ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон.
Согласно статье 756 ГК РФ при предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством результата работ, применяются правила, предусмотренные пунктами 1-5 статьи 724 настоящего Кодекса.
При этом предельный срок обнаружения недостатков, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 724 настоящего Кодекса, составляет пять лет.
Из пунктов 2 и 4 статьи 724 ГК РФ следует, что в случае, когда на результат работы не установлен гарантийный срок, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота; а также в случае, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки результата работы обнаружены заказчиком по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, подрядчик несет ответственность, если заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
Пунктом 11.2 раздела 11 "Гарантии качества работ" проекта муниципального контракта установлено, что гарантии качества должны распространяться на все работы, выполненные подрядчиком по контракту, в течение не менее 60 (шестидесяти) месяцев, с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 1-3 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Соответственно, положениями законодательства о закупках не предусмотрена возможность изменения условий, установленных заказчиком в проекте контракта (участник закупки вправе согласиться с этими условиями и подать заявку либо (в случае несогласия) не подавать заявку на участие в закупке).
Следовательно, поскольку гарантийный срок на результаты выполненных подрядчиком работ заказчиком и уполномоченным органом установлен в проекте муниципального контракта и составляет более двух лет (пункт 11.2 раздела 11 "Гарантии качества работ" проекта муниципального контракта), следовательно, положения абзаца 2 статьи 756 ГК РФ не применяются.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия, не усматривает оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа, установивших в проекте муниципального контракта гарантийный срок на все работы, выполненные подрядчиком по контракту, в течение не менее 60 (шестидесяти) месяцев, с даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункт 11.2 раздела 11 "Гарантии качества работ" проекта муниципального контракта), нарушений законодательства о закупках, и, следовательно, данный довод заявителя является несостоятельным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика - администрации г. Переславля-Залесского, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (извещение N 0171200001917000389) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Крюкова Т.В.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 апреля 2017 г. N 107Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017