Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 апреля 2017 г. N 107Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Регионстрой" (далее - заявитель) - представитель по доверенности Комина О.П.;
от заказчика - администрации г. Переславля-Залесского (далее - заказчик) - представители по доверенности Ермакова С.Н., Притворова Е.А., Усманов Д.А., Фархутдинов М.В.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Старостина М.А., председатель аукционной комиссии уполномоченного органа Иванов С.В.;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки, электронная площадка) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Регионстрой" на действия заказчика - администрации г. Переславля-Залесского, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (извещение N 0171200001917000389) (далее - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Регионстрой" на действия заказчика - администрации г. Переславля-Залесского, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (извещение N 0171200001917000389) (далее - жалоба).
Доводы жалобы сводятся к следующему.
1. По мнению заявителя, заказчик и уполномоченный орган необоснованно включили в проект муниципального контракта пункты 5.2.39, 5.2.40, 5.2.44, 5.2.45, содержащие избыточные условия об обязанности подрядчика:
- предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком в течение пяти рабочих дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком;
- в течение десяти рабочих дней со дня оплаты подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств подрядчиком субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между подрядчиком, исполнителем и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение пяти дней со дня оплаты подрядчиком, обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем);
- оплачивать выполненные субподрядчиком, соисполнителем работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение тридцати дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
2. Файлы с описанием объекта закупки, входящие в состав документации об электронном аукционе и размещенные уполномоченным органом в единой информационной системе, невозможно открыть, тем самым данное обстоятельство не позволяет потенциальным участникам закупки ознакомиться в документацией об электронном аукционе в полном объеме и, следовательно, принять в нем участие.
На основании вышеизложенного ООО "Регионстрой" просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.03.2017 размещено извещение N 0171200001917000389 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (далее - извещение) вместе с документацией об электронном аукционе.
Заказчиком выступила администрация г. Переславля-Залесского.
Начальная (максимальная) цена контракта - 76 755 770,00 (семьдесят шесть миллионов семьсот пятьдесят пять тысяч семьсот семьдесят) рублей.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно частям 5-7 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Такие типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Типовые условия контрактов).
Так, согласно разделу I Типовых условий контрактов к условиям контрактов относительно обязанностей поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся:
1. Привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
2. В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
3. В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 2 настоящего раздела, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
4. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
5. Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
6. Нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 2-4 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона (часть 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона N 0171200001917000389 от 27.03.2017 установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрено в объеме двадцати пяти процентов от цены муниципального контракта.
Аналогичная обязанность подрядчика предусмотрена пунктом 5.2.41 раздела 5 "Права и обязанности подрядчика" проекта муниципального контракта.
Помимо этого, из условий проекта муниципального контракта следует, что заказчиком и уполномоченным органом в пунктах 5.2.39, 5.2.40, 5.2.42-5.2.46 раздела 5 "Права и обязанности подрядчика" проекта муниципального контракта установлено, что, в числе прочего, "подрядчик обязан:
5.2.39. Предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком.
5.2.40. Указанная в п. 5.2.39 настоящего контракта информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение пяти рабочих дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.
5.2.42. В срок не более пяти рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную подрядчиком.
5.2.43. В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 5.2.42 настоящего раздела, в течение пяти дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
5.2.44. В течение десяти рабочих дней со дня оплаты подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств подрядчиком субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между подрядчиком, исполнителем и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение пяти дней со дня оплаты подрядчиком, обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
5.2.45. Оплачивать выполненные субподрядчиком, соисполнителем работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение тридцати дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
5.2.46. Нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком в соответствии с п. 12.7 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 5.2.42-5.2.44 настоящего раздела, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в контракте".
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что законодательство о закупках не содержит императивного запрета на включение в контракт положений, устанавливающих обязанность подрядчика предоставлять заказчику информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком; а также не содержит запрета на включение в контракт положений, регламентирующих срок предоставления такой информации, обязанность подрядчика предоставить заказчику копии документов о приемке выполненных субподрядчиками работ (оказанных соисполнителями услуг), документов об оплате подрядчиком таких работ (услуг), требования к сроку и условиям оплаты подрядчиком выполненных субподрядчиками работ (оказанных соисполнителями услуг).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности первого довода заявителя, изложенного в жалобе.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование (начальной) максимальной цены контракта.
В разделе "Перечень прикрепленных документов" извещения о проведении электронного аукциона N 0171200001917000389 от 27.03.2017 уполномоченным органом размещены 24 файла, в число которых входит "Извещение о проведении закупки" (1 файл), "Описание объекта закупки" (21 архивный файл, в том числе 1 файл - локальные сметные расчеты, сводный сметный расчет; 20 файлов - проектная документация), "Обоснование (начальной) максимальной цены контракта" (1 файл), "Документация о закупке" (1 файл).
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки. Техническое задание" документации об электронном аукционе сводные сметные расчеты, локальные сметные расчеты, проектная документация размещены на официальном сайте единой информационной системы отдельными архивами (то есть являются частью документации об электронном аукционе).
Как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии, по причине технических ограничений, установленных на сайте единой информационной системы, описание объекта закупки было автоматически с помощью программно-аппаратных средств единой информационной системы разделено на 21 архивный файл (объемом до 5 Мб). Чтобы распаковать архив, разделенный на части, и открыть все файлы, необходимо его скачать целиком, сохранить и распаковать в одну папку.
В ходе заседания Комиссии представитель уполномоченного органа в присутствии всех сторон продемонстрировал, что все файлы, размещенные в составе документации об электронном аукционе, открываются и пригодны для чтения (ознакомления, изучения) без необходимости установления на компьютер пользователя дополнительных программных устройств, а также без введения для ознакомления с содержанием файлов каких-либо известных только ограниченному числу лиц сведений (паролей, кодов и так далее).
При принятии решения Комиссией учитывается и тот факт, что заявитель не воспользовался представленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ правом направить запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, а также то, что на момент рассмотрения Комиссией настоящей жалобы на участие в рассматриваемом аукционе подано две заявки от участников закупки, у которых, по всей видимости, не возникло проблем с ознакомлением с положениями документации об электронном аукционе в полном объеме.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что второй довод заявителя также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения данной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Регионстрой" на действия заказчика - администрации г. Переславля-Залесского, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Здание муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы "Ювента", Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Народная, д. 8" (извещение N 0171200001917000389) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Крюкова Т.В.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 апреля 2017 г. N 107Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017