Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 апреля 2017 г. N ОП07-06/2017-58
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ОАО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике" при осуществлении закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100003717000011, далее - Конкурс) в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в присутсвии представителей Заказчика - ФГКУ "УВО ВНГ России по Удмуртской Республике",
в присутствии представителей Заявителя - ОАО "АльфаСтрахование":,
в присутствии представителей участника закупки - ПАО "САК "Энергогарант":,
УСТАНОВИЛА:
13.04.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба на действия Конкурсной комиссии. Заявитель считает, что Конкурсная комиссия Заказчика осуществила оценку заявок на участие в закупке с нарушением требований части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заявителя доводы жалобы поддержали.
Представители Заказчика, член Конкурсной комиссии с доводами жалобы не согласились, пояснили, что представленный в адрес Заказчика 05.04.2017 г. конверт не содержал изменения в заявку ПАО "САК "Энергогарант" и не был адресован Конкурсной комиссии.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
21.03.2017 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 694 322,87 рубля.
11.04.2017 г., 10 часов 00 минут - дата и время окончания подачи заявок.
К участию в Конкурсе допущено 6 участников: ПАО "САК "Энергогарант", ПАО СК "Росгосстарх", АО "СОГАЗ", САО "ВСК", ОАО "АльфаСтрахование", ЗАО "МАКС".
Конкурсной комиссией Заказчика 11.04.2017 г. составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе. В результате рассмотрения заявок участников Конкурса победителем признано ПАО "САК "Энергогарант".
Рассмотрев доводы жалобы Заявителя о неправомерности оценки Конкурсной комиссией заявок участников закупки, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт их необоснованными на основании следующего.
1. В соответствии с частью 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно журналу регистрации поступления заявок на участие в открытом Конкурсе, заявка ПАО "САК "Энергогарант" было подана первой с момента размещения извещения о проведении Конкурса - 21.03.2017 г. в 10:02, заявке ПАО "САК "Энергогарант" присвоен порядковый номер 1.
21.03.2017 г. в 15:01 к заявке с порядковым номером 1 принят запечатанный конверт номер 1.
05.04.2017 г. к заявке на участие в Конкурсе с порядковым номером 1 принят запечатанный конверт номер 2.
Комиссией Удмуртского УФАС России в результате исследования Протокола 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе N1ок-17 и аудиозаписи, производимой при вскрытии конвертов с заявками на участие в Конкурсе, конвертов, поступивших в Конкурсную комиссию, установлено, что в конверте номер 2 к заявке с порядковым номером 1 от 05.04.2017 г. содержалась заверенная копия доверенности от ПАО "САК "Энергогарант" на Бельтюкова Д.А., каких-либо иных документов и сведений указанный конверт не содержал.
Заявка ПАО "САК "Энергогарант" содержала надлежащим образом заверенную копию доверенности на Бородина А.И. на право осуществлять действия от имени ПАО "САК "Энергогарант".
Согласно надписи на конверте номер 2 к заявке с порядковым номером 1 от 05.04.2017 г. данный конверт адресован Заказчику - ФГКУ "УВО ВНГ России по Удмуртской Республике".
Согласно пояснений представителей участника закупки - ПАО "САК "Энергогарант", конверт к заявке с порядковым номером 1 от 05.04.2017 г. не был адресован Конкурсной комиссии и не содержал каких-либо изменений в заявку ПАО "САК "Энергогарант", изменения в заявку ПАО "САК "Энергогарант" 05.04.2017 г. не вносились.\
Таким образом, с учетом того, что изменения в заявку ПАО "САК "Энергогарант" были внесены 21.03.2017 г., указанная заявка была подана первой, Конкурсной комиссией Заказчика правомерно присвоен номер 1 заявке ПАО "САК "Энергогарант".
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя о нарушении Конкурсной комиссией требований части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 9) части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
Согласно приложению к Правилам оценки заявок минимальная значимость стоимостных критериев оценки услуг, к которым относится предмет закупки, составляет 60 процентов, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40 процентов.
В соответствии с пунктом 21 Раздела 2 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком в качестве одного из критериев оценки заявок участников закупки установлен критерий "цена контракта", значимость критерия - 60%.
"Коэффициент значимости: 60/100 = 0,60
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" (), определяется по формуле:
а) в случае, если Цmin > 0, ЦБi = |
Цmin |
х 100, где |
Цi |
- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае, если Цmin < 0, ЦБi = |
Цmax - Цi |
х 100, где |
Цmax |
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Итоговый рейтинг заявки по данному критерию (ИЦБ) определяется по формуле:
ИЦБ = ЦБi х 0,60
где: 0,60 - коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100".
При оценке заявок по критерию "цена контракта" лучшим условием исполнения государственного контракта по указанному критерию признается предложение участника открытого конкурса с наименьшей ценой государственного контракта.
Согласно пункту 3 Раздела 2 Технической части конкурсной документации в связи с применением в расчете начальной максимальной цены контракта минимального базового страхового тарифа, цена контракта всех участников Конкурса будет иметь одинаковое значение. При наличии в заявке участника закупки цены контракта меньше, чем цена, установленная Заказчиком, такая заявка отклоняется.
Участником закупки, чьей заявке присвоен N1, предложена цена контракта в размере 694 322,83 рубля. Аналогичная цена контракта предложена участником закупки, чьей заявке присвоен N5. Участниками закупки, чьим заявкам присвоены номера 2, 4, 6 предложена цена контракта в размере 694 322,87 рубля. Предложение цены контракта участника закупки, чьей заявке присвоен N3 составляет 694 322,84 рубля.
Согласно представленных Заказчиком документов, Конкурсная комиссия при рассмотрении заявок вносила предложения о цене контракта участников закупки в соответствии со значениями, указанными в заявках на участие в Конкурсе, в единую информационную систему в сфере закупок. При этом единой информационной системой с учетом размера ценовых предложений участников закупки, всем заявкам по критерию оценки "цена контракта" присвоено 60 %.
Кроме того, согласно представленным Заказчиком разъяснениям положений от 23.03.2017 г. и 28.03.2017 г., опубликованным в единой информационной системе в сфере закупок 23.03.2017 г. и 28.03.2017 г. соответственно, Конкурсной документации в связи с округлением при сложении стоимостей страхования автомобилей сумм страхования с точностью до копейки, что привело к неверному расчету начальной максимальной цены контракта, заявки участников закупки с предложением цены контракта в размере 694 322,83 рубля и 694 322,84 рубля будут допущены к участию в Конкурсе.
Таким образом, Конкурсной комиссией при оценке заявок участников закупки по критерию "цена контракта" не допущено нарушений требований статьи 53 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы заявителя о нарушении Конкурсной комиссией порядка оценки заявок необоснованный.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения тарифного метода.
Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 3 Раздела 2 Информационной карты Конкурсной документации начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет: 694 322 (шестьсот девяносто четыре тысячи триста двадцать два) рубля 87 копеек.
Начальная максимальная цена определена согласно Указанию Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Цена государственного контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта.
Цена и иные существенные условия государственного контракта не могут изменяться в ходе его исполнения, кроме как в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В случае прекращения действия вышеуказанных нормативных актов, цена контракта будет определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент прекращения действия вышеуказанных нормативных актов.
В связи с применением в расчете начальной максимальной цены контракта минимального базового страхового тарифа цена контракта всех участников Конкурса будет иметь одинаковые данные.
В приложении к Конкурсной документации установлен перечень транспортных средств, подлежащих страхованию.
Согласно письменных пояснений Заказчика от 20.04.2017 г. б/н расчет начальной максимальной цены контракта осуществлялся путем сложения стоимостей страхования подлежащих страхованию автомобилей. Расчет стоимости страхования каждого автомобиля произведен верно в соответствии с Указанием Банка России N3384-У с применением в расчете минимального страхового тарифа. При сложении стоимостей страхования автомобилей произведено округление сумм страхования с точностью до копейки, что привело к неверному расчету начальной максимальной цены контракта. В связи с невозможностью изменения начальной максимальной цены контракта без отмены Конкурса, Заказчиком принято решение о принятии к рассмотрению заявок с ценовыми предложениями ниже начальной максимальной цены контракта.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что результатом сложения стоимостей страхования подлежащих страхованию автомобилей Заказчика является сумма в размере 694 322 (шестьсот девяносто четыре тысячи триста двадцать два) рубля 83 копеек.
Таким образом, информация о начальной максимальной цене контракта, размещенная Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок является недостоверной.
Заказчиком, разместившим в единой информационной системе в сфере закупок недостоверную информацию о начальной максимальной цене контракта нарушены требования части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1.2 Раздела 1 Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника Конкурса требованиям, установленным заказчиком в конкурсной документации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что извещение о проведении Конкурса не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а так же не содержит ссылку на положения Конкурсной документации, где размещен указанный перечень.
Заказчиком в части не указания исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 7 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
Пунктом 1.13 Раздела 1 Конкурсной документации установлено следующее.
"1.13. Порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки.
1.13.1. Участник конкурса вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Федерального закона. В этом случае участник конкурса не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
1.13.2. Письменное уведомление об отзыве должно быть получено Заказчиком до дня и времени начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
К уведомлению об отзыве предъявляются следующие требования:
а) уведомление должно быть направлено по адресу Заказчика, указанному в Информационной карте конкурса;
б) уведомление должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом Участника закупки".
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Конкурсная документация не содержит порядок внесения изменений в заявки на участие в Конкурсе.
Заказчиком, не установившим в Конкурсной документации порядок внесения изменений в заявки на участие в Конкурсе, нарушены требования пункта 7 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Пунктом 1.14 Раздела 1 Конкурсной документации установлено следующее.
"1.14. Разъяснение положений конкурсной документации.
1.14.1. Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
Запрос направляется нарочным или почтовым отправлением, только по почтовому адресу Заказчика, указанному в Информационной карте конкурса.
1.14.2. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
1.14.3. В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос".
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Конкурсная документация не содержит даты окончания предоставления разъяснений ее положений.
Заказчиком, не установившим в Конкурсной документации дату окончания дачи разъяснений участникам закупки положений Конкурсной документации, нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно статьи 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Пунктом 1.18.3 Раздела 1 Конкурсной документации установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Конкурсная документация, проект Государственного контракта на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не содержат срока действия банковской гарантии, установленного с учетом требований пункта 10 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в совокупностью с требованиями статей 190, 191 ГК РФ.
Заказчиком, не установившим в Конкурсной документации срок действия банковской гарантии, нарушены требования пункта 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 7, 31, 50, частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "АльфаСтрахование" на действия Конкурсной комиссии Заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике" при осуществлении закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100003717000011) необоснованной.
2. Признать Заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике" нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 2 части 3 статьи 49, пункт 7 части 1 статьи 50, пункт 8 части 1 статьи 50, пункт 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Конкурсной комиссии Заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике" при осуществлении закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313100003717000011) предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, Заказчику - Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Удмуртской Республике" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 20 апреля 2017 г. N ОП07-06/2017-58
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017