Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 апреля 2017 г. N 265
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
члены Комиссии: <_..>;
при участии представителя МБОУ "СОШ N1" (далее - заказчик) - <_..>, представителя МКУ "Служба закупок Зиминского городского муниципального образования" (далее - уполномоченный орган) - <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "НОВОСТРОЙ" (далее - заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 1" в г. Зима, ул. Бограда, 59, извещение N 0834300036617000008 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 13 апреля 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Общество указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку проект контракта не содержит указаний на сроки выплаты предусмотренного контрактом аванса, что, по мнению общества, образует нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, по мнению общества требования к характеристикам определенных товаров и материалов являются излишне завышенными, что является нарушением пунктов 1,2 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченным органом, заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган, заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 29 марта 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.sberbank-ast.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300036617000008, а также Документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт МБОУ "СОШ N 1" в г. Зима, ул. Бограда, 59 (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 115 812 870 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ урегулировано, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Установлено, что порядок и сроки оплаты выполненных работ определены в пунктах 2.7, 2.13 проекта контракта. В частности, пунктом 2.7 установлено, что оплата выполненных работ производится ежемесячно в пределах переданных на очередной финансовый год заказчику лимитов бюджетных обязательств на основании оформленных в установленном порядке актов о приемке выполненных работ формы N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3, а также выставленных Подрядчиком счетов и счетов-фактур и актов взаимосверки обязательств в случаях, предусмотренных Контрактом, путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения заказчиком счетов.
Таким образом, названный довод жалобы является необоснованным.
В отношении довода заявителя об установлении излишних требований к характеристикам товаров и материалов: "Эмаль ПФ-115", "Фанера" и "Щебень" комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в ведомости материалов с техническими характеристиками, функциональными особенностями, потребительскими свойствами товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
Изучив ведомость материалов Комиссия установила, что в отношении материалов "Эмаль ПФ-115", "Фанера" и "Щебень" заказчиком установлены требования к показателям материалов, являющиеся излишними и на этапе выполнения и принятия работ, не могут быть проверены.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, требования к указанию в составе заявки показателей испытания товара, или показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является избыточным требованием, что нарушает правила объективного характера описания объекта закупки.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что в отношении "Фанера с наружными слоями из шпона сортов", заказчиком установлено: Здоровые сросшиеся светлые и темные сучки" - диаметром не более 15 мм, 25 мм в количестве на 1 м, не более 5 мм, 10 мм с трещинами шириной, мм, не более 0,5, 1,0. влажность не более 22%.
Согласно полученному Иркутским УФАС России заключению специалистов в области древесиноведения, лесного товароведения и производства пиломатериалов ФГБОУ ВО "Московский государственный университет леса" установлено, что "на этапе подготовки заявки на участие в торгах, в ходе которых используются пиломатериалы как товар, их точные характеристики порокам и дефектам древесины определить практически невозможно. Данное обстоятельство объясняется тем, что древесина является природным материалом, обладающим высокой степенью изменчивости строения и свойств, в том числе и пороков древесины. Отсюда следует, что значения показателей качества древесины пиломатериалов (характеристики) от партии к партии могут изменяться. Степень этой изменчивости заранее точно определить невозможно. На практике качественные характеристики пиломатериалов указываются обычно в виде ограничений в установленных пределах для каждой градации качества (в данном случае для каждого сорта) пиломатериалов отдельно. Пределы этих ограничений устанавливаются соответствующими нормами, в зависимости от сорта и назначения пиломатериалов. Для пиломатериалов общего и специального назначения эти пределы устанавливаются соответствующими нормативными документами - стандартами или техническими условиями".
Таким образом, при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины.
В этой связи, заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ неправомерно сформированы требования к товарам, предполагаемым к использованию в ходе выполнения работ.
В силу положений ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки в первой части заявки должен представить, в том числе конкретные показатели товара (материала), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Вместе с тем, формирование заказчиком технического задания подобным образом не обусловлено целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями заказчик лишь увеличивает трудозатраты на подготовку участников закупки заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу частично обоснованной;
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования аукциона;
4. Направить копии решения заявителю, заказчику, уполномоченному органу, копии предписания заказчику, уполномоченному органу;
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..>
<_..>
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 135
20 апреля 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
члены Комиссии: <_..>;
при участии представителя МБОУ "СОШ N1" (далее - заказчик) - <_..>, представителя МКУ "Служба закупок Зиминского городского муниципального образования" (далее - уполномоченный орган) - <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "НОВОСТРОЙ" (далее - заявитель);
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 265 от 20 апреля 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонт МБОУ "СОШ N 1" в г. Зима, ул. Бограда, 59, извещение N 0834300036617000008.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 22 мая 2017 года Заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..>
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 апреля 2017 г. N 265
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017