Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 апреля 2017 г. N 264
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>; <_>; <_>;
при участии представителя МБОУ "СОШ N1" (далее - Заказчик) - <_>, представителя МКУ "Служба закупок Зиминского городского муниципального образования" (далее - Уполномоченный орган) - <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Строительной холдинг" (далее - Заявитель, Общество);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 1" в г. Зима, ул. Бограда, 59, извещение N 0834300036617000008 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 апреля 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению Общества, Заказчиком нарушены требования к содержанию инструкции по заполнению заявок, поскольку она не содержит информации о статистических показателях, в отношении которых возможно указывать диапазонные значения.
Кроме того, документация об аукционе в нарушение норм Федерального закона N 44-ФЗ содержит требования об указании участниками аукциона в своих заявках конкретных показателей пороков древесины.
Помимо указанного, по мнению Заявителя, в документации об аукционе содержатся требования к химическому составу и показателям товара, значения которых становятся известными после испытания определенной его партии, в том числе в отношении гвоздей, холстов стекловолокнистых, кислорода технического газообразного и прочих товаров.
Также, по мнению Заявителя, в документации об аукционе в нарушение требований части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, в отношении таких товаров, как смеситель для мойки "LUX", краска Цикроль, растворитель, мастика, фланцы стальные и иных.
Кроме этого, Общество указывает, что Заказчик неправомерно установил требование о соответствии сифона с выпуском и переливом для ванн государственному стандарту ГОСТ 23289-94, поскольку в настоящее время он признан недействующим и заменен на ГОСТ 23289-2016.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 29 марта 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.sberbank-ast.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0834300036617000008, а также Документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт МБОУ "СОШ N 1" в г. Зима, ул. Бограда, 59 (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 115 812 870 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены Заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Изучив содержащуюся в Техническом задании Ведомость материалов, Комиссия установила, что по ряду материалов Заказчиком установлены требования к химическому составу материалов, в частности, по материалам "Эмаль ПФ-115", "Гипс", "Гвозди строительные для асбестоцементной кровли", "Холсты стекловолокнистые марки ВВ-Г", "Кислород технический газообразный" и иным.
Комиссия полагает, что установленные Заказчиком требования к химическому составу части материалов являются излишними и на этапе выполнения и принятия работ, являющихся предметом контракта, не могут быть проверены.
При установлении Заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, требования к указанию в составе заявки характеристик химического состава расходных материалов, является избыточным требованием, что нарушает правила объективного характера описания объекта закупки.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, Комиссией установлено, что в отношении товара "Фанера с наружными слоями из шпона сортов" Заказчиком установлено: Здоровые сросшиеся светлые и темные сучки" - диаметром не более 15 мм, 25 мм в количестве на 1 м, не более 5 мм, 10 мм с трещинами шириной, мм, не более 0,5, 1,0. влажность не более 22%.
Согласно полученному Иркутским УФАС России заключению специалистов в области древесиноведения, лесного товароведения и производства пиломатериалов ФГБОУ ВО "Московский государственный университет леса" установлено, что "на этапе подготовки заявки на участие в торгах, в ходе которых используются пиломатериалы как товар, их точные характеристики порокам и дефектам древесины определить практически невозможно. Данное обстоятельство объясняется тем, что древесина является природным материалом, обладающим высокой степенью изменчивости строения и свойств, в том числе и пороков древесины. Отсюда следует, что значения показателей качества древесины пиломатериалов (характеристики) от партии к партии могут изменяться. Степень этой изменчивости заранее точно определить невозможно. На практике качественные характеристики пиломатериалов указываются обычно в виде ограничений в установленных пределах для каждой градации качества (в данном случае для каждого сорта) пиломатериалов отдельно. Пределы этих ограничений устанавливаются соответствующими нормами, в зависимости от сорта и назначения пиломатериалов. Для пиломатериалов общего и специального назначения эти пределы устанавливаются соответствующими нормативными документами - стандартами или техническими условиями".
Таким образом, при подготовке заявки на участие в закупке потенциальные участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины.
В этой связи, Заказчиком в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ неправомерно сформированы требования к товарам, предполагаемым к использованию в ходе выполнения работ.
В силу положений статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки в первой части заявки должен представить, в том числе конкретные показатели товара (материала), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Вместе с тем, формирование Заказчиком технического задания подобным образом не обусловлено целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями Заказчик лишь увеличивает трудозатраты на подготовку участников закупки заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссия также приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в отношении некоторых товаров, в частности "Смеситель для мойки "LUX", "СМ-Т ГЕККО LB-А561 Классик", "Краска Цикроль", "Унитаз медицинский 28MDE25", "Панели потолочные с комплектующими "Армстронг", "Растворитель марки Р-4", "Мастика", "Кран для писсуара", "Фланцы стальные", "Скобы скрепляющие и для подвеса" и иных, не установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Довод о некорректном применении требований государственных стандартов также находит свое подтверждение.
В силу пункта 3.6.9 Документации об электронном аукционе требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика приведены в Документации об электронном аукционе, приложениях к ней, являющихся неотъемлемым приложением к Документации об электронном аукционе.
Из содержания позиции "Прилагаемая документация" раздела 11 "Техническое задание на закупку" Документации об электронном аукционе следует, что проектная документация является приложением к Документации об электронном аукционе.
В состав проектной документации входят рабочие чертежи "Водоснабжение и канализация", на одиннадцатом листе которых содержится информация о необходимости использования при выполнении работ сифона бутылочного пластмассового унифицированного с выпуском и вертикальным отводом, который должен соответствовать ГОСТ 23289-94.
Однако, с 01 апреля 2017 года взамен указанного стандарта на территории Российской Федерации приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2016 года N 1678-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 23289-2016 "Арматура санитарно-техническая водосливная. Технические условия".
Указание в Документации об электронном аукционе на необходимость поставки товаров, соответствующих недействующим государственным стандартам, образует нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в части объективного характера описания объекта закупки.
Вместе с тем, довод Заявителя о допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при формировании инструкции по заполнению заявок на участие в электронном аукционе является необоснованным.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе.
Такая инструкция содержится в пункте 2.6 Документации об электронном аукционе.
Каких-либо нарушений норм Федерального закона N 44-ФЗ, иных нормативных правовых актов, противоречия письму ФАС России от 01 июля 2016 года N ИА/44536/16 Комиссией при анализе названной инструкции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу частично обоснованной;
2. признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования электронного аукциона;
4. оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения, выданного предписания;
5. направить копии решения Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки;
6. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_>
<_> |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ по Иркутской области
ул. Российская, 17, г. Иркутск, 664025 тел. (3952) 24-32-31, факс (3952) 24-32-26 e-mail: to38@fas.gov.ru
_______________ N ________________
На N __________ от ________________ |
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 137
20 апреля 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; <_>, при участии представителя МБОУ "СОШ N1" (далее - заказчик) - <_>представителя МКУ "Служба закупок Зиминского городского муниципального образования" (далее - уполномоченный орган) - <_>; при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Автотехника" (далее - общество, заявитель) <_>; на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 264 от 20 апреля 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, уполномоченному органу устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "СОШ N 1" в г. Зима, ул. Бограда, 59, извещение N 0834300036617000008.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 22 мая 2017 года Заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_> |
|
Члены комиссии |
<_> |
|
|
<_>
<_> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 апреля 2017 г. N 264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017