Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 апреля 2017 г. N 05-75/17
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказов N100 от 14 апреля 2017 года "О проведении внеплановой проверки", N110 от 24 апреля 2017 года (далее - Приказы) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
,
провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Государственного казенного учреждения "Республиканский психоневрологический интернат" Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики" (далее - заказчик) на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N0304200009417000003 "Поставка продуктов питания (молочная продукция" (извещение о проведении электронного аукциона - 07.03.2017 г. 15:04 ч.), начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 538 543, 50 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступили информации от ООО "ЦТ", ООО "Элисон" о наличии признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304200009417000003 "Поставка продуктов питания (молочная продукция".
На основании пункта 2 части 15 статьи 99, части 26 статьи 99 Закона о контрактной системе для детального анализа электронного аукциона N0304200009417000003 "Поставка продуктов питания (молочная продукция" в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы дела, Инспекцией установлено, что электронный аукцион N0304200009417000003 "Поставка продуктов питания (молочная продукция" (извещение о проведении электронного аукциона - 07.03.2017 г. 15:04 ч.) был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 538 543, 50 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 07.03.2017 г. 15:04 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 28.03.2017 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 31.03.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 03.04.2017 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 6 заявок, в результате рассмотрения первых частей 5 заявок отклонены от участия в аукционе, 1 заявка допущена на участие в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 31 марта 2017 года. В силу части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
В рамках пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования технического задания документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Следовательно, для описания технических, функциональных и качественных характеристик объекта закупки нужно использовать условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами и (или) документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, в ином случае, в документации об аукционе должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании документации об аукционе по позициям 5, 6 "Творог" заказчиком предусмотрено: "Массовая доля жира должна быть более 5,0% но не более 12,0%. Массовая доля жира должна быть более 3,0% но менее 8,5%. Вкус и запах - должны быть чистые, кисломолочные, не допускаются посторонние привкусы и запахи. Массовая доля белка не менее 14% но менее 18%, массовая доля влаги допускается более 73,0% но не более 75,0%, массовая доля влаги допускается не менее 73,0% но менее 75,0%, температура продукта при выпуске с предприятия должна быть не менее 42 оС", с указанием на соответствие требованиям государственного стандарта 31453-2013. Согласно требованиям государственного стандарта 31453-2013, в зависимости от массовой доли жира варьируется значение массовой доли влаги. В соответствии с техническим заданием при выборе массовой доли жира более 3,0% но менее 8,5%, а именно, 3,8 %, значение массовой доли влаги в соответствии с государственным стандартом должно быть не более 76,0 %, тогда как заказчиком в качестве требования к участником закупки в техническом задании документации об аукционе устанавливает значение массовой доли влаги должно быть "более 73,0% но не более 75,0%", что противоречит требованиям государственного стандарта 31453-2013.
В соответствии с техническим заданием при выборе участником массовой доли жира более 5,0% но не более 12,0%, а именно, 12,0 %, значение массовой доли влаги в соответствии с государственным стандартом должно быть не более 70,0 %, тогда как заказчиком в качестве требования к участником закупки в техническом задании документации об аукционе устанавливает значение массовой доли влаги должно быть "не менее 73,0% но менее 75,0%", что противоречит требованиям государственного стандарта 31453-2013.
Следовательно, техническое задание и документация об аукционе в целом утверждены с нарушением требований законодательства о контрактной системе и в последующем размещены в единой информационной системе.
Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 09.01.2017 года, дополнена статья 31 Закона о контрактной системе пунктами 7, 7.1, в частности, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные требования носят императивный характер и заказчики обязаны устанавливать соответствующие требования к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но вместе с тем, в документации об аукционе на право заключения государственного контракта "Поставка продуктов питания (яйца куриные)" заказчиком не были указаны вышеназванные требования Закона о контрактной системе.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Государственного казенного учреждения "Республиканский психоневрологический интернат" Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики" нарушения части 3 статьи 7, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.В связи с тем, что по вышеуказанному электронному аукциону N0304200009417000003 "Поставка продуктов питания (молочная продукция" (извещение о проведении электронного аукциона - 07.03.2017 г. 15:04 ч.) государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции:
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 апреля 2017 г. N 05-75/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017