Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 апреля 2017 г. N 05-77/17
резолютивная часть решения объявлена 24.04.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 26.04.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N1", уведомленного о дате, месте, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N0304300013417000030 "Поставка продуктов питания (овощи)", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива XXI век" на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ "Городская клиническая больница N1" при проведении электронного аукциона "Поставка продуктов питания (овощи)".
Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями аукционной комиссии, выразившимися в необоснованном отказе в допуске к участию в электронном аукционе по причине отсутствия в заявке указания по позиции "капуста" одного сорта созревания.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения по жалобе заявителя, согласно которым заявка под номером "13" была отклонена по причине не соответствия требованиям документации об аукционе и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе при перечислении марок, типов, видов, сортов, классов, размеров, участник должен сделать конкретное предложение во всех случаях, за исключением случаев, когда перечисление материалов сопровождается союзом "и", словом "диапазон" или "фракция", а также перечисления через запятую после знака ":". Участник по позиции "Капуста" указал только один сорт созревания.
Рассмотрев доводы заявителя, заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
В единой информационной системе в сфере закупок 06 апреля 2017 года было размещено извещение N0304300013417000030 о проведении электронного аукциона "Поставка продуктов питания (овощи)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 999 950,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок -14.04.2017 10:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 14.04.2017; дата проведения аукциона в электронной форме - 17.04.2017.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 г., на участие в аукционе было подано 22 заявки, к участию в аукционе допущены 8 участников закупки.
В ходе проведения электронного аукциона ценовые предложения подавали 2 участника аукциона. Минимальное предложение о цене контракта составило 2 384 605,23 рублей.
Основанием отказа заявки с порядковым номером "13" (ООО "Перспектива XXI век") в допуске к участию в электронном аукционе указано, что участник не соответствует требованиям документации об аукционе и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе при перечислении марок, типов, видов, сортов, классов, размеров, участник должен сделать конкретное предложение во всех случаях, за исключением случаев, когда перечисление материалов сопровождается союзом "и", словом "диапазон" или "фракция", а также перечисления через запятую после знака ":". Участник по позиции "Капуста" указал только один сорт созревания.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как указано в части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заказчиком в документации об аукционе установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (при заключении контракта на поставку товар), согласно которому первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для поставки товара.
В требованиях к поставляемым товарам заказчиком по позиции 8 "капуста" установлено: _Капуста по сроку созревания должна быть: среднеспелая, позднеспелая. Первого, второго сорта. Масса зачищенного кочана должна быть указана в соответствии с сортом. Содержание треснувших кочанов и имеющих механические повреждения не должно превышать 5% от общей массы или не допускается. Упаковка в ящик весом до 50 кг.
В инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано, что _ При перечислении марок, типов, видов, сортов, классов, размеров, участник должен сделать конкретное предложение во всех случаях, за исключением случаев, когда перечисление материалов сопровождается союзом "и", словом "диапазон" или "фракция", а также перечисления через запятую после знака ":".
В своей заявке участник закупки по позиции 8 указал:_ Капуста по сроку созревания должна быть: среднеспелая. Первого сорта. Масса зачищенного кочана в соответствии с сортом 1,0 кг. Содержание треснувших кочанов и имеющих механические повреждения не допускается. Упаковка в ящик весом 50 кг.
Перед перечислением сорта созревания капусты стоит знак ":", и согласно инструкции по заполнению заявки, участнику закупки следовало указать оба сорта созревания капусты - и среднеспелую, и позднеспелую.
Кроме того, заказчиком установлено, что вес упаковки должен быть до 50 кг, участник же предлагает к поставке упаковку весом 50 кг, что не соответствует требованиям, установленным в документации.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе участнику закупки, заявка которого не соответствовала требованиям документации.
В ходе анализа заявок участников закупки было установлено, что участнику закупки с номером заявки "14" было отказано в допуске к участию в аукционе по причине того, что участником указана недостоверная информация. В соответствии с ГОСТ Р 51808-2013 "Картофель продовольственный" указанного участником позднего сорта имеет размеры клубней 45 и 30 мм для клубней округло-овальной и удлиненной формы. Участником указаны размеры клубней раннего сорта созревания.
В требованиях к поставляемым товарам заказчиком по позиции 4 "картофель" установлено:_ Клубни покрыты кожурой или плотной кожурой. Первого сорта. Ранний, поздний. Размер клубней от 30 мм для округло-овальной формы и от 25 мм для удлиненной формы. Содержание корнеплодов с механическими повреждениями не должно превышать 8% от общей массы или не допускается. Наличие земли прилипшей к корнеплодам должно не превышать 2% от общей массы. Упаковка в ящик весом до 50 кг.
В своей заявке участник закупки по позиции 4 указал: _ Клубни покрыты плотной кожурой. Первого сорта. Поздний. Размер клубней 35 мм для округло-овальной формы и 30 мм для удлиненной формы. Содержание корнеплодов с механическими повреждениями не допускается. Наличие земли прилипшей к корнеплодам 1% от общей массы. Упаковка в ящик 25 кг.
Согласно ГОСТ Р 51808 - 2013 "Картофель продовольственный", размер клубней по наибольшему поперечному диаметру для позднего картофеля округло-овальной формы составляет не менее 45,0 мм, для позднего картофеля удлиненной формы - не менее 30,0 мм. Размер клубней по наибольшему поперечному диаметру для раннего картофеля округло-овальной формы составляет не менее 35,0 мм, для позднего картофеля удлиненной формы - не менее 30,0 мм.
Участник закупки предложил к поставке картофель позднего созревания, при этом указывает размеры клубней соответствующие картофелю раннего созревания.
Аукционная комиссия правомерно отказала в допуске к участию в аукционе участнику закупки с номером заявки "14".
Комиссией установлено, что участники закупки с номерами заявок "15", "16", "17", "18" в своих заявках по позиции 4 "картофель" предложили к поставке картофель позднего созревания, размер клубней 35 мм для округло-овальной формы и 30 мм для удлиненной формы. Содержание корнеплодов с механическими повреждениями 5% от общей массы.
Между тем, как указывалось выше, согласно ГОСТ Р 51808 - 2013 "Картофель продовольственный", размер клубней по наибольшему поперечному диаметру для позднего картофеля округло-овальной формы составляет не менее 45,0 мм, для позднего картофеля удлиненной формы - не менее 30,0 мм. А содержание корнеплодов с механическими повреждениями для раннего и позднего картофеля должен быть не более 2,0 % от общей массы.
Таким образом, предложения участников закупки с номерами заявок "15", "16", "17", "18" по позиции 4 не соответствуют требованиям действующего ГОСТа (также как и заявка участника закупки с номером "14"), однако аукционная комиссия признала заявки указанных участников соответствующими требованиям документации об аукционе, и допустила их к участию в аукционе.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При составлении описания объекта закупки заказчик, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. Если заказчик при составлении описания объекта закупки не использует установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В документации об аукционе указано, что настоящая документация подготовлена в соответствии с государственными стандартами: Р 55445-2013, Р 52196-2011, Р 55455-2013, 31450-2013, 31454-2012, 31452-2012, 31453-2013, 31688-2012, 32261-2013, 32260-2013, Р 52790-2007, 17812-72, 31654-2012, 31962-2013, 815-2004, 7452-2014, Р 55463-2013, 26987-86, 2077-84, Р 53876-2010, 33222-2015, 33481-2015, Р 52477-2005, Р 54678-2011, 31743-2012, 31654-2012, 31962-2013, 32366-2013, Р 51574-2000, Р 54731-2011, Р 55445-2013, Р 54315-2011, 54704-2011, Р 52601-2006, 32285-2013, 32284-2013, Р 51783-2001, Р 51809-2001, Р 55652-2013, Р 51808-2013, Р 51783-2001, 32284-2013, Р 55904-2013, Р 52189-2003, Р 53876-2010, Р 54731-2011, 31713-2012, 31654-2012, 31962-2013. Объектом закупки является поставка овощей, и объекту закупки соответствуют только 7 из 49 указанных ГОСТов.
Таким образом, документация об аукционе содержит недостоверную информацию относительно использования для подготовки настоящей документации государственных стандартов, не относящихся к объекту закупки.
Согласно документации об аукционе для нужд заказчика необходимо поставить овощи, перечень которых состоит из 12 позиций, при этом, при описании объекта закупки использовались ГОСТы только по 7 позициям: петрушка, лук зеленый, картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста.
При описании объекта закупки по позиции "укроп" в документации отсутствует указание на использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, предусмотренных техническими регламентами. Отсутствует также обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в документации отсутствует описание объекта закупки по 4 позициям: перец сладкий, горошек, помидоры, огурцы. Отсутствует также указание, каким ГОСТ должны соответствовать поставляемые продукты.
В документации об аукционе, при описании объекта закупки по позиции 4 "картофель" заказчиком установлено требование: _Размер клубней от 30 мм для округло-овальной формы и от 25 мм для удлиненной формы. Содержание корнеплодов с механическими повреждениями не должно превышать 8% от общей массы или не допускается. Наличие земли прилипшей к корнеплодам должно не превышать 2% от общей массы_
Между тем, согласно ГОСТ Р 51808 - 2013 "Картофель продовольствен- ный", размер клубней по наибольшему поперечному диаметру для позднего картофеля округло-овальной формы составляет не менее 45,0 мм, для позднего картофеля удлиненной формы - не менее 30,0 мм. Размер клубней по наибольшему поперечному диаметру для раннего картофеля округло-овальной формы составляет не менее 35,0 мм, для позднего картофеля удлиненной формы - не менее 30,0 мм. Содержание корнеплодов с механическими повреждениями для раннего и позднего картофеля должен быть не более 2,0 % от общей массы. Наличие земли прилипшей к корнеплодам не более 1% от общей массы
Таким образом, указание заказчиком, что размер клубней для округло-овальной формы может быть от 30 мм, а для удлиненной формы - от 25 мм, содержание корнеплодов с механическими повреждениями может быть до 8%, а наличие земли прилипшей к корнеплодам может быть 2% также не соответствует действующему ГОСТ и вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Так, согласно инструкции по заполнения заявки на участие в аукционе заказчиком установлено, что "Если одновременно минимальные и максимальные значения разделены символом "-", "...", словами "от", "до", "менее", "более", в том числе с частицей "не", предлагаемые значения должны быть конкретизированы (за исключением таких характеристик, как "фракция", "рабочая температура", "влажность окружающей среды" которые указываются в виде диапазона), предлагаемое значение должно быть одно для каждого из предлагаемых товаров, составляющих (составляющих означает - компонентов, типа, вида, мощности, размера, параметров, позиций, комплектующих и т.п., входящих в состав предлагаемого товара) товара.". При этом далее заказчик указывает, что "Символ "многоточие" установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.".
Таким образом, заказчик при применении участниками закупки символа "..."/"многоточие" устанавливает противоречивые требования к трактаванию данного символа, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки на участие в аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива XXI век" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика, аукционной комиссии нарушение части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, частей 1, 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе выдано по результатам рассмотрения дела N05-76/17, предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 24 апреля 2017 г. N 05-77/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017