Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2017 г. N 105-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ИП Фадеева А.С., возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 12.04.2017 N 181-ж/2017, провела внеплановую проверку действий МКДОУ N 10 г. Аши, аукционной комиссии, Администрации Ашинского муниципального района на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку молока цельного коровьего (извещение N 0169300038717000121) (далее - аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 11.04.2017 поступила жалоба ИП Фадеева А.С. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку молока цельного коровьего, объявленного МКДОУ N 10 г. Аши, Администрацией Ашинского муниципального района путем размещения на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru 16.03.2017 извещения N0169300038717000121 об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 12.04.2017 N 181-ж/2017 в связи с нарушением части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 290 025,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 24.03.2017 в 08:00.
На дату рассмотрения обращения контракт заключен.
Исходя из содержания обращения, аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка ИП Фадеева А.С.
Представители заказчика с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения, в которых указано следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены вторые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном статьей 69 Закона о контрактной системе. Заявка ИП Фадеева А.С. отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. Так, участник неверно предоставил предусмотренную пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе декларацию по пунктам 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (требования пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе продекларированы не в полном объеме и не в соответствии с едиными требованиями заказчика, указанными в пункте 2 аукционной документации; требования пункта 7.1. части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не продекларированы).
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность исключения информации о соответствии тому или иному требованию. Пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе четко предписывает требования к содержанию второй части заявки, которые должны быть исполнены всеми участниками закупки.
Заслушав пояснения заявителя, заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Как установлено антимонопольным органом, на участие в аукционе подано пять заявок.
В соответствии с протоколом N 99 А/П подведения итогов электронного аукциона от 31.03.2017 заявка ИП Фадеева А.С. с номером 2 отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. В качестве обоснования принятого аукционной комиссией решения в протоколе указано: "Участник неверно предоставил декларацию, предусмотренную п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ в соответствии с требованиями п.п. 3-9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (требования п. 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ продекларированы не в полном объеме и не в соответствии с едиными требованиями заказчика, указанными в п. 2 аукционной документации; требования п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ не продекларированы)".
Исследовав все обстоятельства дела, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичная информация содержится в пункте 2 информационной карты аукционной документации.
Как установлено материалами дела, ИП Фадеевым А.С. представлена декларация о соответствии требованиям, предусмотренным в пунктах 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Фактически ИП Фадеев А.С. продекларировал соответствие требованиям, установленным пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 2 информационной карты аукционной документации. Законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусмотрена необходимость конкретизации участником закупки требования об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям. Данные выводы подтверждаются Письмом Минэкономразвития России от 23.01.2017 N Д28и-219. Также в Письме Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3475 отмечено, что положениями Закона о контрактной системе не установлены императивные требования по форме декларирования соответствия участника закупки положениям части 7 и части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, указанное требование может быть выполнено участником закупки в свободной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Относительно неуказания ИП Фадеевым А.С. в декларации сведений по пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Исходя из содержания пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
С учетом изложенного, участник закупки Фадеев А.С., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не обязан декларировать соответствие требованиям по пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, который распространяется исключительно на юридических лиц.
Таким образом, у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки ИП Фадеева А.С. Признав заявку ИП Фадеева А.С. не соответствующей требованиям аукционной документации, аукционная комиссия нарушила части 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Аналогичное нарушение выявлено при отклонении аукционной комиссией заявок ИП Мишина А.А., ИП Снежинской Е.Ю. с номерами 1, 4, в связи с тем, что участниками не продекларированы требования пункта 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что заявка ИП Мишина А.А. с номером 1 отклонена аукционной комиссией также в связи с тем, что требования пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе продекларированы участником не в полном объеме и не в соответствии с едиными требованиями заказчика, указанными в п. 2 аукционной документации.
В составе второй части заявки ИП Мишиным А.А. представлена декларация, в которой указано, что индивидуальный предприниматель соответствует единым требованиям к участникам закупки.
Фактически индивидуальным предпринимателем продекларировано соответствие единым требованиям, предусмотренным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, как было указано ранее, законодательством о контрактной системе не предусмотрена необходимость конкретизации участником закупки требования об отсутствии судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Также положениями Закона о контрактной системе не установлены императивные требования по форме декларирования соответствия участника закупки положениям части 7 и части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Указанное требование может быть выполнено участником закупки в свободной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичное нарушение выявлено при отклонении аукционной комиссией заявки ИП Емельянова В.А. с номером 5, который в декларации указал на соответствие единым требованиям к участникам закупки.
2. В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Запрет на заключение контракта в течение десяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона предусмотрен в целях обеспечения возможности обжалования участниками закупок результатов проведения электронного аукциона и защиты своих прав и законных интересов. Указанный запрет позволяет контрольному органу в сфере закупок осуществить рассмотрение жалобы, провести проверку и, в случае выявления нарушений, выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений. Указанный вывод подтверждается Письмом ФАС России от 17.09.2014 N АЦ/37487/14.
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, протокол N 99 А/П подведения итогов в электронном аукционе от 31.03.2017 размещен в единой информационной системе 03.04.2017. Следовательно, контракт может быть заключен заказчиком с победителем аукциона не ранее 13.04.2017.
Вместе с тем, контракт заключен МКДОУ N 10 г. Аши с победителем аукциона ИП Коломейцевой И.А. 11.04.2017, что нарушает часть 9 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Более того, указанное обстоятельство привело к невозможности выдачи антимонопольным органом заказчику, аукционной комиссии обязательного для исполнения предписания для устранения выявленных нарушений, а также к нарушению прав и законных интересов заявителя и иных участников аукциона.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.
В пункте 12 информационной карты аукционной документации указано, что срок начала предоставления разъяснений по положениям аукционной документации - со дня публикации на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона. Срок окончания предоставления разъяснений по положениям аукционной документации - не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок.
Однако, исходя из информации, содержащейся в указанном пункте информационной карты аукционной документации, не представляется возможным определить конкретные даты начала и окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не указана информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок.
4.1. В нарушение пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона отсутствуют сведения о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, о требованиях к такому обеспечению.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной МКДОУ N 10 г. Аши, Администрацией Ашинского муниципального района, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения частей 1, 2, 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 8 статьи 42, пункта 11 части 1 статьи 64, части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.А. Васянина
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 апреля 2017 г. N 105-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017