Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2017 г. N 193-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку антибактериальных средств широкого спектра действия (извещение N 0369100008517000163) (далее - запрос котировок, закупка) в присутствии:
представителя ФГБУЗ "ЦМСЧ N 15 ФМБА" России (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 20.04.2017,
в отсутствие представителей ООО "Торговый дом "Экватор" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России 12.04.2017 поступила жалоба ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении рассматриваемого запроса котировок. Указанная жалоба перенаправлена по подведомственности в Челябинское УФАС России.
В Челябинское УФАС России 14.04.2017 поступила жалоба ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении рассматриваемого запроса котировок, объявленного заказчиком 03.04.2017 путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы извещения о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 499 835.50 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 13.04.2017 в 09:00.
По состоянию на 10.04.2017 контракт по результатам запроса котировок не заключен, поскольку заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком осуществляется закупка лекарственных препаратов с международными непатентованными наименованиями (далее - МНН) "Доксициклин", "Цефотаксим", "Цефтазидим".
В приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок установлено, что препарат "Доксициклин" должен иметь возможность парентерального введения до 7 дней. По мнению заявителя, указанным характеристикам соответствует только препарат с торговым наименованием "Видокцин", производимый ООО "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (Россия). Следовательно, включение данного лекарственного средства в состав лота может ограничить количество участников закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России указал следующее.
Установление в извещении о проведении запроса котировок требований к способу применения препарата с МНН "Доксициклин" обусловлено потребностью заказчика. Так, указанный препарат закупается для женщин с аномальными кровотечениями (маточными и влагалищными). Согласно требованиям законодательства Российской Федерации об основах охраны здоровья граждан медицинская помощь должна оказываться в соответствии со стандартами медицинской помощи. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 N 1473н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи женщинам при аномальных кровотечениях (маточных и влагалищных) различного генеза. В соответствии с пунктом 3 стандарта "Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз" препарат с МНН "Доксициклин" с усредненным показателем частоты предоставления - 1 при средней курсовой дозе - 1120 и средней суточной дозе - 160 подлежит медицинскому применению в течение 7 дней.
Более того, установленным в извещении требованиям соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием "Доксициклин", производимый ЗАО "Бинэргия" (Россия).
В доказательство своих доводов заказчиком представлен утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 N 1473н стандарт специализированной медицинской помощи женщинам при аномальных кровотечениях (маточных и влагалищных) различного генеза, инструкция по применению лекарственного препарата "Доксициклин".
Заслушав пояснения представителя заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно включать в себя краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В Приложении N1 к извещению о проведении запроса котировок содержится наименование и описание объекта закупки.
Так, заказчику требуются лекарственные препараты с МНН "Доксициклин", "Цефотаксим", "Цефтазидим".
При этом, препарат "Доксициклин" должен иметь форму порошка или лиофилизата для приготовления раствора для внутривенного введения. Также, исходя из Приложения N 1, указанное лекарственное средство должно иметь возможность парентерального введения до 7 дней.
Как считает заявитель, установленным в извещении требованиям к способу введения лекарственного средства соответствует только препарат с торговым наименованием "Видокцин", производимый ООО "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (Россия). Следовательно, включение в состав лота лекарственного средства с такими характеристиками может ограничить количество участников закупки.
Рассмотрев техническое задание, представленные заявителем и заказчиком документы, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно государственному реестру лекарственных средств, размещенному на сайте http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано три торговых наименования лекарственного препарата с МНН "Доксициклин" в форме лиофилизата для приготовления раствора для внутривенного введения, а именно "Доксициклин", "Доксициклин-Ферейн", "Видокцин".
Исходя из содержания пункта 5 части 4 статьи 18 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), пункта 1 части 15 Приказа Минздрава России от 21.09.2016 N 725н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения" обязательным документом, содержащим подробную информацию о лекарственном препарате (в том числе информацию о способах введения и применения препарата), является инструкция по медицинскому применению препарата.
В инструкции по применению лекарственного препарата "Доксициклин-Ферейн", производимого ЗАО "Брынцалов-А" (Россия, ЛСР 007080/08 от 04.09.2008), отсутствует информация о возможности парентерального введения лекарственного средства до 7 дней.
В соответствии с инструкцией по медицинскому применению препарата "Видокцин", производимого ООО "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (Россия, ЛСР-004624/08 от 17.06.2008), предусмотрена возможность парентерального введения лекарственного средства до 7 дней. Аналогичная информация содержится в инструкции по применению препарата "Доксициклин", производимого ЗАО "Бинергия" (Россия, ЛП 000602 от 21.09.2011).
Фактически установленным в извещении требованиям к способу введения препарата будут соответствовать лекарственные средства с торговыми наименованиями "Видокцин", производства ООО "Производственно-фармацевтическая компания "Пребенд" (Россия), "Доксициклин" производства ЗАО "Бинергия" (Россия). Доказательств обратного заявителем Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, предусмотренных статьей 4 Закона о защите конкуренции.
Относительно ссылки заявителя на Письмо ФАС России N АК/58960/15 от 26.10.2015 Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать, что данный документ содержит разъяснения по вопросу осуществления закупок лекарственных препаратов, имеющих международные непатентованные наименования "Меропенем". Каких-либо выводов относительно лекарственного средства с МНН "Доксициклин" в Письме не содержится.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Торговый дом "Экватор" не находят своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Торговый дом "Экватор" на действия заказчика при проведении запроса котировок на поставку антибактериальных средств широкого спектра действия (извещение N 0369100008517000163) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
А.А. Васянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2017 г. N 193-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017