Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2017 г. N 13-03-44/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ветровой Т.А. |
- |
начальника отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко С.С. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Ремстрой-Эксперт", в присутствии:
- представителя Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства, действующего на основании доверенности N 1-юр от 10.03.2017,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Ремстрой-Эксперт" на документацию открытого конкурса на право заключения договора проектирования узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах(извещение N 0569600001917000001) (далее - конкурс).
Извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте 27.03.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 939 200рублей00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок - 19.04.2017 08:00.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Ремстрой-Эксперт" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано следующее.
В конкурсной документации отсутствуют технические условия, необходимые для разработки проектовузлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, что создает препятствие для потенциальных участников конкурса для определения стоимости и объема работ.
Кроме того, заказчиком не были даны разъяснения по вопросамООО "Ремстрой-Эксперт", содержащимся в запросе о разъяснении положений конкурсной документации .
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
Заслушав пояснения представителей Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 39Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила) проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается, в том числе на основании технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя.
При этом в силу пункта 40 Правил технические условия содержат:
а) наименование и местонахождение потребителя;
б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;
в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;
г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;
д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;
е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).
Технические условия по своей сути являются описанием объекта закупки со всеми необходимыми для изготовления проектов техническими характеристиками.
Следовательно, заказчик, проводя конкурс на право заключения договора проектирования узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, должен был разместить в составе конкурсной документации технические условия, в соответствии с которыми должны изготавливаться проекты.
Таким образом, в нарушении части 1 статьи 33 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком в конкурсной документации надлежащим образом не дано описание объекта закупки.
2. В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
При этом препятствовать установке указанных приборов учета ни собственники, ни управляющие компании не вправе.
Более того, в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должнообеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Ресурсоснабжающей организацией на территории г. Озерска Челябинской области, осуществляющей поставку и передачу тепловой энергии, сети инженерно-технического обеспечения которой непосредственно присоединены к инженерно-техническому оборудованию объектов, подлежащих оснащению ОПУ тепловой энергии на данной территории, является Муниципальное унитарное многоотраслевоепредприятие коммунального хозяйства.
Следовательно, Муниципальное унитарное многоотраслевоепредприятие коммунального хозяйства обязано произвести работы по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии. При этом разрешение собственников на проведение данных работ не требуется.
Таким образом, в указанной части доводы жалобы являются необоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
3. Согласно части 4 статьи 49, части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Между тем, 04.04.2017 заказчиком были внесены изменения в пункт 2.3.1 информационной карты конкурсной документации в части конкретизации объекта закупки, а именно:оказание услуг по разработке проектно-сметной документации узлов учета тепловой энергии в многоквартирных домах (202 дома).
В первоначальной редакции извещения и конкурсной документации информация о количестве многоквартирных домов, в отношении которых необходимо разработать проектно-сметную документацию, отсутствовала.
Таким образом, в нарушениечасти 4 статьи 49, части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчиком внесены изменения в объект закупки.
4. Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Как указано в извещении о проведении конкурса срок поставки - один раз в год. При этом в конкурсной документации указан следующий срок: "с момента заключения контракта до 6 июня 2017 года включительно".
Таким образом, извещение и документация содержат в себе противоречивые сведения относительно срока выполнения работ.
Комиссия отмечает, что извещение и документация должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведенияо сроке выполнения работ. Противоречивая информация может повлечь за собой заключение контракта не на условиях конкурсной документации, что приведет к ущемлению прав и законных интересов участника закупки.
С учетом изложенного, действия заказчика являются нарушением части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе и могут привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно пункту 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системев извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 с 01.01.2016 запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции.
В конкурсной документации заказчиком установлены ограничения выполнения работ организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции.
В нарушениепункта 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении конкурса отсутствует информация об ограничении выполнения работ организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции.
6. Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В силу частей, 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом); о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Между тем, в извещении о проведении конкурса в качестве информации о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок указано: "до 14.04.2017"; в качестве информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта указано: "банковская гарантия".
Таким образом, в нарушениепункта 1 части 3 статьи 49,частей, 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком не указана информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
7. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системеконкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, приэтом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системезаявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе внесены следующие изменения: пункт 7 изложен в следующей редакции:отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодексаисполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнена пунктом 7.1 следующего содержания: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 3.2 конкурсной документация установлены единые требования к участникам без учета изменений вчасть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, внесенных Федеральном законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
Поскольку конкурс размещен на официальном сайте 27.03.2017 (после вступления в силу Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ), то заказчик обязан был установить требования для участников закупки в соответствии с пунктами 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции указанного закона.
Таким образом, в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком установлены единые требования к участникам закупки без учета изменений в часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, внесенных Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ.
8. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системезаявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В пункте 4.1.5 конкурсной документации в качестве документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, заказчик предлагает представить платежное поручение,подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия.
Таким образом, в нарушениепункта 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчиком установлены дополнительные требования к документам, которые должны представить участники конкурса в качестве подтверждения внесения обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
9. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системеконкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из содержания конкурсной документации, заявки участников конкурса оцениваются по двум критериям:
- цена контракта,
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При оценки заявок по последнему критерию оцениваются предложения участников закупки по следующим показателям:
- опыт участника по успешной подготовке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема,
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ,
- соответствие заявленных предложений постановлению Правительства от 18.11.2013 N 1034.
По показателю "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" оцениваются представленные участником закупки сведения по количеству квалифицированных работников для выполнения работ по предмету открытого конкурса.
При этом заказчиком не раскрыта информация о том, какими документами участники закупки должны подтверждать квалификацию работников.
Кроме того, в конкурсной документации отсутствует порядок рассмотрения заявок участников закупки по показателю "соответствие заявленных предложений постановлению Правительства от 18.11.2013 N 1034".
С учетом изложенного, указанные действия заказчика являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой-Эксперт" на действия заказчика обоснованной в части ненадлежащего описания заказчиком объекта закупки, а именно: отсутствие в конкурсной документации технических условий на проектирование общедомовых приборов учета тепловой энергии.
2. Признать в действиях заказчика нарушениечасти 1 статьи 33 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 8 части 3, части 4 статьи 49, частей 7, 8 статьи 42, пунктов 4, 9 части 1, части 6 статьи 50, пунктов 1, 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Т.А. Ветрова
С.С. Потапченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2017 г. N 13-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017