Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2017 г. N 14-03-44/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ростовцевой Ю.Г. |
- |
главного специалиста- эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
Потапченко С.С. |
- |
ведущего специалиста- эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" на действия МУП "УАТ" Озерского городского округа (далее также - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам (извещение N 0569300001017000005) (далее - Конкурс), в присутствии:
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности;
- представителей САО "ВСК", действующих на основании доверенностей;
- представителя АО "СОГАЗ", действующего на основании доверенности;
- представителя СПАО "Ингосстрах", действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам (извещение N 0569300001017000005), объявленного Заказчиком путем размещения в Единой информационной системе 15.03.2017 извещения о проведении Конкурса на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 964652 рублей 99 копеек.
По состоянию на 21.04.2017 контракт по результатам конкурса не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
В жалобах САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" указано, что конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявки данных организаций ввиду того, что участниками в составе заявок представлены недостоверные сведения о наличии службы, регулирующей убытки на территории г. Озерска Челябинской области. Обязанность размещения указанной информации на официальном сайте страховой организации отсутствует.
Кроме того, СПАО "Ингосстрах" не согласно с действиями конкурсной комиссии по отклонению заявки общества ввиду представления недостоверной информации о размере уставного капитала. При этом, представитель СПАО "Ингосстрах" сообщил, что указание в заявке ошибочный размер уставного капитала является технической опиской.
Также в заявке СПАО "Ингосстрах" указано на незаконность отклонения Заказчиком заявки общества ввиду наличия в предложении участника закупки сведения о сумме страховой премии за календарный год при условии применения франшизы по риску за причинение вреда имуществу. По мнению организации, условия конкурсной документации не запрещают участникам конкурса применять условие о франшизе.
Представитель Заказчика с доводами жалоб не согласился, представил письменные пояснения и указал следующее.
Согласно официальным сайтам САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" на территории г. Озерска Челябинской области у организаций отсутствует служба, регулирующая убытки. Таким образом, задекларировав в заявке ее наличие, участники представили недостоверную информацию, что является основанием для отклонения заявок данных организаций.
По иным доводам, обозначенным в жалобе СПАО "Ингосстрах", Заказчик сообщил следующее.
Согласно предложению СПАО "Ингосстрах" участником задекларирован размер уставного капитала в размере 17500000,00 рублей. Вместе с тем, в соответствии с Уставом, Выпиской из ЕГРЮЛ уставной капитал общества составляет 17 500 000 000,00 рублей. Таким образом, участником представлена противоречивая информация, что явилось основанием для отклонения заявки СПАО "Ингосстрах".
Кроме того, МУП "УАТ" Озерского городского округа указало, что предложение СПАО "Ингосстрах" содержит сведения о размере страховой премии за календарный год при условии применения франшизы по риску за причинение вреда. Вместе с тем, при расчете начальной (максимальной) цены контракта произведен Заказчиком без учета применения франшизы.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Пункт 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе устанавливает, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Часть 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе предусматривает, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
На основании изложенного следует, что обязанность конкурсной комиссии в отстранении участника закупки от участия в конкурсе зависит от установления факта недостоверности представленных в составе заявки на участие в конкурсе сведений.
При этом, Законом о контрактной системе на конкурсную комиссию не возложена обязанность по проверке достоверности сведений, представленных в составе заявки на участие в конкурсе. Ответственность за достоверность информации предоставляемой в составе заявки несет сам участник закупки.
Пункт 4.4.2 конкурсной документации закрепляет, что непредставление необходимых документов в составе заявки, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товаре, работе, услуге, является риском участника закупки, подавшего такую заявку, и является основанием для недопуска такого участника к участию в конкурсе.
В соответствии с пунктом 4.4.3 конкурсной документации в случае установления недостоверности информации, содержащихся в документах, предоставленных участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участников конкурса заявки САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" по следующим причинам:
- САО "ВСК" - в связи с предоставлением недостоверной информации о наличии службы, регулирующей убытки на территории г. Озерска;
- АО "СОГАЗ" - в связи с предоставлением недостоверной информации о наличии службы, регулирующей убытки на территории г. Озерска;
- СПАО "Ингосстрах" - в связи с предоставлением недостоверной информации о наличии службы, регулирующей убытки на территории г. Озерска, недостоверной информации о размере уставного капитала, несоответствием заявки конкурсной документации, поскольку предложение участника закупки содержит сумму страховой премии за календарный год при условии применения франшизы по риску за причинение вреда имуществу.
1.1. В соответствии с пунктом 17 Информационной карты конкурса заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки согласно приложению N 5 к конкурсной документации.
Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно содержать, в том числе, информацию о наличии службы, регулирующей убытки на территории города Озерска Челябинской области.
Во исполнение требований конкурсной документации САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" в составе заявок представлены предложения в отношении объекта закупки с указанием на наличие у указанных организаций службы, регулирующей убытки на территории города Озерска Челябинской области.
Перечень документов, необходимых для подтверждения наличия у участника службы, регулирующей убытки на территории города Озерска Челябинской области, в конкурсной документации не закреплен.
Таким образом, в силу части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявки САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" на участие в конкурсе в указанной части являются надлежащими, поскольку соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки, конкурсной документации.
В ходе рассмотрения жалоб заказчик не доказал, что участниками предоставлены заведомо ложные сведения.
Отсутствие указанной информации на официальных сайтах САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" не является доказательством отсутствия у участников закупки службы, регулирующей убытки на территории города Озерска Челябинской области.
С учетом изложенного, а также положений частей 2, 3, 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пришла к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии правовых оснований для отклонения заявки на участие в конкурсе САО "ВСК", АО "СОГАЗ", СПАО "Ингосстрах" в связи с предоставлением недостоверной информации о наличии службы, регулирующей убытки на территории г. Озерска.
1.2. В соответствии с пунктом 17 Информационной карты конкурса заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки согласно приложению N 5 к конкурсной документации.
Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе: наличие у них финансовых ресурсов" должно содержать информацию о размере уставного капитала участника закупки.
Во исполнение требований конкурсной документации СПАО "Ингосстрах" в составе заявок представлено предложение в отношении объекта закупки с указанием уставного капитала в размере 17500000,00 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с Уставом, Выпиской из ЕГРЮЛ, представленными в составе заявки, уставной капитал общества составляет 17500000000,00 рублей. Участником представлена противоречивая информация, что приравнивается к подаче недостоверных сведений.
Таким образом, в силу части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе у конкурсной комиссии имелись законные основания для отклонения заявки СПАО "Ингосстрах" в связи с представлением недостоверной информации о размере уставного капитала.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой по делу N А63-1116/2015.
1.3. Согласно части 3 статьи 11 Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" Центральный банк Российской Федерации вправе установить предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования и размера отчислений в компенсационный фонд.
Указанием Банка России от 31.10.2016 N 4175-У "О предельных (минимальных и максимальных) значениях страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров" установлены предельные (минимальные и максимальные) значения страховых тарифов в зависимости от вида транспорта, вида перевозок и влияющих на степень риска факторов (приложение 1 к Указанию) с указанием максимального размера расходов на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - обязательное страхование) и размера отчислений в компенсационный фонд (приложение 2 к Указанию).
При этом, страховые тарифы по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу в расчете на одного пассажира указаны в двух значениях: при отсутствии в договоре страхования франшизы и при наличии в договоре страхования франшизы.
Расчет начальной (максимальной) цены на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров произведен заказчиком с учетом страховых тарифов, установленных в Указании Банка России от 31.10.2016 N 4175-У.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в Главе N 7 Информационной карте конкурса.
При этом, значение страхового тарифа по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу указано при условии отсутствия в договоре страхования франшизы.
Предложение СПАО "Ингосстрах" содержит сведения о размере страхового тарифа по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу за календарный год при условии применения франшизы.
Таким образом, на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку СПАО "Ингосстрах" по причине несоответствия конкурсной документации.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено что, при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, одним из которых является соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Информация Закона о контрактной системе об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров МУП "УАТ".
Согласно пункту 11 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" страховая деятельность подлежит лицензированию.
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса, а также документация не содержит требования к участникам о предоставлении копии лицензии на осуществление страховой деятельности.
2. В пункте 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе указано, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
3.1. Пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4.4.1.1 Документации заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 5 части 2, часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3.2. В соответствии с подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки.
Согласно пункту 4.4.1.1 конкурсной документации, а также пункту 17 информационной карты конкурса заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ утратил силу, а пункт 8 указанной части не соответствует объекту закупки, требование о декларировании соответствия участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является не правомерным и противоречит подпункту г пункта 1 части 2, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2.3. Подпунктом ж пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе: документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Согласно пунктам 7, 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пункт 4.4.1.1 конкурсной документации предусматривает, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в том числе:
- документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов, если в Информационной карте конкурса предусмотрено предоставление таких преимуществ;
- декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 47, 48, 49 Информационной карте конкурса преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов, преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 процентов, требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организации, не установлены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 17 Информационной карты конкурса заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе:
- документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов.
Указание в документации данных противоречивых сведений может ввести участников закупок в заблуждение относительно предоставления преимуществ, а также является нарушением подпункта ж пункта 1 части 2, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителями, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб САО "ВСК", АО "СОГАЗ", на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам (извещение N 0569300001017000005) обоснованными.
2. Признать доводы жалобы СПАО "Ингосстрах" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам (извещение N 0569300001017000005) частично обоснованными в части необоснованного отклонения заявки участника закупки по причине представления недостоверных сведений о наличии службы, регулирующей убытки на территории города Озерска Челябинской области.
3. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушения частей 2, 3, 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 4 статьи 1 статьи 50, подпунктов г, ж пункта 1 части 2, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены комиссии |
Ю.Г. Ростовцева |
|
С.С. Потапченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2017 г. N 14-03-44/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017