Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 апреля 2017 г. N ЭА-595/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ВертикальМС" (далее - Заявитель) на действия администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт водопроводной сети протяженностью 5000 м пгт. Новомихайловский, водозабор, от скважины N 1 по ул. Садовой до ул. Морской" (извещение N 0118300013617000019) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "ВертикальМС" указывает, что Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки товаров значения показателей, которых определяются по результатам испытаний.
Представителями Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны. Документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Новомихайловского городского поселения Туапсинского района проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт водопроводной сети протяженностью 5000 м пгт. Новомихайловский, водозабор, от скважины N 1 по ул. Садовой до ул. Морской" (извещение N 0118300013617000019).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 099 497,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" установлены, в том числе, следующие показатели товара:
- по позиции 1 "Песок": полный остаток на сите N 63, % по массе - Св. 30 до 45; содержание зерен крупностью Св. 10 мм, % по массе - 0,5; содержание зерен крупностью Св. 5 мм, % по массе -
5; содержание зерен крупностью менее 0,16 мм, % по массе -
5; содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе - не ниже 2; содержание глины в комках, % по массе - не менее 0,25;
- по позиции 2 "Щебень": содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе - 10; потеря массы при испытании, щебня из гравия, % - 10
26; потеря массы при испытании щебня, % - Св. 25 до 35; содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе, не более - 1; содержание глины в комках, % по массе, не более - 0,25; потеря массы при распаде, %, не более - 5;
- по позиции 3 "Трубы ПЭ наружным диаметром: 400 мм": относительное удлинение при разрыве, %, не менее - 350; стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 оС, ч, не менее - При начальном напряжении в стенке трубы 12,0 МПа - 100; стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 оС при хрупком разрушении для ПЭ 100, ч, не менее - При начальном напряжении в стенке трубы 5,4 МПа - 165; стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 оС, ч, не менее - при начальном напряжении в стенке трубы 5,0 МПа - 100; маркировка - маркировку наносят на поверхность трубы методом термотиснения или методом термотиснения с окрашиванием наносимого тиснения или методом цветной печати или другим способом, не ухудшающим качество трубы, с интервалом не более 1 м.;
- по позиции 9 "Втулка ПЭ с удлиненным хвостиком 225 мм": Расчетная масса детали, кг - легче 3,5.
Заказчиком в Разделе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" обусловлено, что сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристика товара могут сопровождаться словами или символами, определяющими максимальное и(или) минимальное из возможных, значение характеристики товара (далее по тексту - допустимый предел): "от", "до", "(не) менее", "(не) более", "(не) больше", "(не) меньше", "(не) уже", "(не) шире", "(не) выше", "(не) ниже", "(не) хуже", "лучше", "свыше", "(не) превышать", "(не) превышает", "максимальное значение", "минимальное значение", "быстрее", "min", "max", "минимум", "максимум", "как минимум", "(не) короче", "(не) длиннее", "легче", "", "
", "
", "
", "<", ">". Участник должен указывать характеристики, соответствующие предлагаемому к использованию товару, без указания слов и символов, определяющих допустимый предел.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, требование к указанию конкретных показателей, ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВертикальМС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - администрации Новомихайловского городского поселения Туапсинского района (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 апреля 2017 г. N ЭА-595/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017