Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 апреля 2017 г. N ЗК-19/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ГЕРМЕС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - МБУ "Городская больница N1" управления здравоохранения МО г. Новороссийск при проведении запроса котировок: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318300529717000030) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения извещения о проведении запроса котировок. Заказчиком неправомерно установлены требования к наличию у участника закупки лицензии на производство лекарственных средств. Кроме того, заказчиком в информационной карте установлены противоречивые требования. В своей жалобе ООО "ГЕРМЕС" указывает, что в описании объекта закупки установлены требования к товарам, соответствующие одному производителю (например, по п.2), что ограничивает количество участником закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен. Извещение о проведении запроса котировок и описание объекта закупки полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
МБУ "Городская больница N1" управления здравоохранения МО г. Новороссийск проводился запрос котировок: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0318300529717000030).
Начальная (максимальная) цена контракта - 498 082,80 рублей.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
- информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В п.3 Информационной карты запроса котировок установлено требование к участникам запроса котировок: Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (действующая лицензия на производство лекарственных средств, в случае если участник размещения заказа является производителем лекарственных средств, которые предлагаются к поставке или действующая лицензия на осуществление фармацевтической деятельности (с правом оптовой или розничной торговли), в случае если участник размещения заказа не является производителем лекарственных средств, требуемых к поставке), (действующая лицензия на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке), лицензии на осуществление других лицензируемых видов деятельности.
Однако, в п.23 Информационной карты "Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)" указано: не установлено.
Предметом закупки является поставка дезинфицирующих средств. Требование о наличии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с правом оптовой или розничной торговли) неправомерно.
Кроме того, заказчиком в данном пункте информационной карты установлены требования к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать договор и об отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренного ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
При этом, требование об отсутствии отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, установленное в п.6) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, утратило силу с 01.01.2014 г.
Требование к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать договор, установленное в п.2) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, утратило силу с 04.06.2014 г.
В п.24 Информационной карты содержатся требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к товару, работе, услуге (Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N1416:
- предоставление копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия или информации о таком удостоверении.
В п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к товарам (работам, услугам).
В соответствии с ч.2 т.456 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, копии регистрационного удостоверения на товар передаются при поставке.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В описании объекта закупки запроса котировок установлено:
N п/п |
Наименование товара |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие |
Начальная (максимальная) цена по позиции, руб. |
|
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
|
||
1 |
2 |
7 |
8 |
9 |
2 |
Дезинфицирующее средство для обработки рук медицинского персонала |
Готовый к применению раствор |
соответствие |
91 597,50 |
Содержит в качестве действующих веществ: - изопропиловый спирт (пропанол-2), % -пропанол-1, % -четвертичные аммониевые соединения, % -вспомогательные компоненты. |
Не менее 40 не более 49 Не менее 27 не более 33 Не менее 0,12 не более 0,22 наличие |
|||
Не содержит альдегиды, амины, производные фенола, этиловый спирт, алкилдиметилбензиламмоний хлорид, производные гуанидина, гексидины. |
соответствие |
|||
Предназначено для для гигиенической обработки рук медицинского персонала и обработки рук хирургов |
соответствие |
|||
Не используется для обработки операционных и инъекционных полей, локтевых сгибов доноров |
соответствие |
|||
Средство обладает антимикробной активностью в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, в том числе возбудителей туберкулёза; вирусов (включая гепатит, ВИЧ); грибов рода Кандида и Трихофитон. |
соответствие |
|||
Температурный режим хранения средства,°С |
не более + 30 |
|||
Режимы дезинфекции |
|
|||
- одна обработка кожи рук хирургов , мл - Общее время обработки , мин (в диапазоне) |
Не более 10 От 1,5 до 3 |
|
||
- гигиеническая обработка рук, мл расход - Общее время обработки , секунд |
Менее 3,5 Не более 30 |
|||
Ёмкость, л |
Не менее 1 |
Ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель считает, что совокупность установленных Заказчиком характеристик товаров соответствует только средство "Стериллиум", "Боде Хеми ГмбХ и Ко", Германия.
Заказчиком на заседание Комиссии предоставлены инструкции по дезинфицирующих средств, согласно которым требованиям заказчика по п.2 Описания объекта закупки, соответствуют товары производителей "Боде Хеми ГмбХ и Ко", Германия ("Стериллиум"), "Оро Клин Хеми АГ", Швейцария (ОРОСЕПТ Солюшион".
Таким образом, довод заявителя не подтвержден.
При этом, на территории Российской Федерации зарегистрированы и допущены к обращению кожные антисептики российского производства, которые заказчик не рассматривал (например по п. 2 Описания объекта закупки: "Мегасепт", ЗАО "Опытно-Экспериментальный завод "ВладМиВа", Россия; "Триосепт ОЛ", ООО "НПО СпецСинтез", Россия; "Стерихэнд", ООО "Компания "НПХ", Россия; "ФОРИСЕПТ-СОФТ (70%, бензэтоний хлорид)", ООО НПК "Альфа", Россия).
В описании объекта закупки указаны узкие диапазоны процентных концентраций действующих веществ.
Обоснование объективных причин необходимости использования средств с указанным содержанием веществ в составе средства заказчиком не представлено.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства N 1268 от 30.11.2016 г. "О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд" были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации N102 от 05.02.2015 г.
Дезинфицирующие средства включены в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N102 от 05.02.2015 г. (код в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКПД2) 20.20.14.000 - медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты).
Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок указан код ОКПД2 20.20.14.000.
При этом, ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N102 от 05.02.2015 г (в редакции постановления Правительства N 1268 от 30.11.2016 г.) не установлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЕРМЕС" обоснованной в части наличия нарушений ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.31, п.1) ч.1 ст.73, ч.6 ст.31, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУ "Городская больница N1" управления здравоохранения МО г. Новороссийск нарушение ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.31, п.1) ч.1 ст.73, ч.6 ст.31, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МБУ "Городская больница N1" управления здравоохранения МО г. Новороссийск (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 апреля 2017 г. N ЗК-19/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017