Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2017 г. N ЭА-617/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Урупское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Семена сахарной свеклы дражированные" (извещение N 0518100001917000019) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ИП Хаджироков Р.М. указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены требования к описанию объекта закупки, которые носят необъективный (избыточный) характер и не соответствуют ГОСТ; 2) установлена ненадлежащая инструкция по заполнения заявки на участие в аукционе; 3) в проекте контракта указаны конкретные размеры штрафов без возможности их изменения в зависимости от цены контракта; 4) в плане-графике закупок и в информационной карте указан разный идентификационный код закупки, в проекте контракта идентификационный код закупки не указан; 5) в извещении о проведении закупки и в аукционной документации указано разное время окончания срока подачи заявок.
Представителем Заказчика представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявка участника закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГУП "Урупское" проводился электронный аукцион: "Семена сахарной свеклы дражированные" (извещение N 0518100001917000019).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 189 950,07 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки. Техническое задание" установлены следующие требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара, в частности:
- по позиции 1: Корнеплод широко-конической формы, погруженность в почву 70-80%. Суммарное содержание семян фракции 3,5-4,5 и 4,5-5,5 мм 70-80%. Форма плода округлая, масса 1000 плодов 12-19г, всхожесть 86-95%, раздельноплодность 96-98%. Сбор сахара 9-12т/га. Семена дражированы, обработаны препаратом Форс-Магна. Размер драже 3,5-4,75 мм.
Аналогичные характеристики обусловлены Заказчиком по всем позициям технического задания.
Заказчиком в Разделе 8 "Инструкция по заполнению заявки" обусловлено, что при описании заказчиком закупаемых/используемых товаров в документации применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
В случае если значения показателей (функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик), устанавливающих требование заказчика к закупаемым товарам, определены как максимальные и (или) минимальные, предложение участника электронного аукциона в отношении объекта закупки по таким показателям подается в соответствии с установленными ниже правилами описания предлагаемого к поставке объекта закупки.
К разряду показателей, которые не фиксируются однозначным образом, могут быть отнесены такие показатели, предельные значения которых устанавливаются отдельными производителями при выпуске определенного рода продукции как диапазонным значением, так и точным.
Если в описании объекта закупки установлен диапазонный показатель (в графе "Показатель, ед.изм." есть наличие слова "диапазон") и установлено его конкретное значение, его значение не должно изменяться участником в ту или иную сторону, и должен быть предложен именно диапазон и именно с такими же его предельными значениями.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в Техническом задании была допущена техническая ошибка: не указано слово "диапазон".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что при формировании Раздела 2 "Описание объекта закупки" за основу был взят ГОСТ 20797-87.
Согласно п. 2 приказа Росстандарта от 30.11.2010 N 660-ст "Об утверждении национального стандарта" применение на территории Российской Федерации ГОСТ 20797-87 "Семена сахарной свеклы дражированные. Посевные качества. Технические условия" прекращено с 1 января 2012 г. в связи с утверждением и введением в действие указанного в п. 1 стандарта.
В настоящее время действующим является ГОСТ 32066-2013.
Согласно п. 4.1.4 ГОСТ 32066-2013 калиброванные семена всех категорий должны иметь фракции, сформированные в диапазоне 3,2-5,5 мм и с интервалом 0,5 мм, 1,0 мм между минимальными и максимальными диаметрами семени. Основные посевные фракции подготовленных к посеву семян: 3,5-4,75 мм и 4,75-5,5 мм. Допускается формирование фракций с интервалом между минимальным и максимальным диаметром семени 1,25 мм.
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 32066-2013 посевные качества семян высших категорий (СЭС, ЭС) сортов и компонентов гибридов должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 1 и 2, где согласно таблице 1 всхожесть данной категории семян составляет не менее 65-80 %.
На основании п. 4.2.2 ГОСТ 32066-2013 посевные качества фабричных семян [семян первой репродукции сортов (РС1) и гибридов первого поколения (F1)] должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 3 и 4, где согласно таблице 3 всхожесть данной категории семян составляет не менее 70-92 %.
Кроме того, показатель "раздельноплодность" ГОСТ 32066-2013 не предусмотрен.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать конкретные показатели, что противоречит ГОСТ и нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. А также установлены характеристики товара, не соответствующие положениям ГОСТ 32066-2013.
Кроме того, установленная Заказчиком в Разделе 8 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки" не позволяет однозначно определить порядок заполнения заявки, т.к. инструкция предусматривает порядок заполнения заявки с ссылкой на графы "Показатель, ед.изм", "Значение", которые в Техническом задании отсутствуют, технические характеристики товара определены сплошным текстом в графе "Технические характеристики" Раздела "Описание объекта закупки. Техническое задание" аукционной документации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в аукционной документации ненадлежащую Инструкцию по заполнению заявки, нарушают п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Согласно п. 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Пунктом 6.3 проекта контракта Заказчиком установлено: "За ненадлежащее исполнение Поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, взыскивается штраф в сумме _____ рублей, что составляет 5 процентов цены контракта".
Пунктом 6.4 проекта контракта Заказчиком обусловлено: "За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, взыскивается штраф в сумме _____ рублей, что составляет 2 процента цены контракта".
Таким образом, с учетом начальной (максимальной) цены контракта в размере 18 189 950,07 рублей, установленные Заказчиком в проекте контракта размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, не противоречат действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Согласно п. 1) ч. 3 ст. 21 в план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки: идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе обусловлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В плане-графике указан следующий идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) 171234300645023430100100230230113000. Этот же ИКЗ указан в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0518100001917000019.
В п. 8 Раздела 1 "Информационная карта" Заказчиком указан ИКЗ 171234300645023430100100230000113000, не соответствующий ИКЗ, указанному в плане-графике и извещении о проведении закупки.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что ИКЗ был указан неверно, допущена техническая ошибка.
В проекте контракта Заказчиком идентификационный код закупки не указан, что является нарушением ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В соответствии с п. 3) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком в извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0518100001917000019 в разделе "Дата и время окончания подачи заявок" указано: 17.04.2017 20:30.
В п. 12 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации Заказчиком определено: Окончание срока подачи (дата и время): 17.04.2017 года 20:00 часов.
Таким образом, Заказчиком указаны противоречивые сведения в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации в части времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, что, в свою очередь, не может повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хаджирокова Р.М. обоснованной в части установления требований к описанию объекта закупки, не соответствующих ГОСТ, установления ненадлежащей инструкция по заполнения заявки на участие в аукционе, отсутствия в проекте контракта идентификационного кода закупки.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГУП "Урупское" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1, ч. 12, ст. 23 п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГУП "Урупское" (единой закупочной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 234
по делу N ЭА-617/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
24 апреля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Хаджирокова Р.М. на действия ФГУП "Урупское" при проведении электронного аукциона: "Семена сахарной свеклы дражированные" (извещение N 0518100001917000019) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании своего решения от 24.04.2017 по делу N ЭА-617/2017, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГУП "Урупское" (единой закупочной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 1, ч. 12, ст. 23 п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-617/2017 от 24.04.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 16.05.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2017 г. N ЭА-617/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017