Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2017 г. N ЭА-635/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ДАГАЗ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края электронного аукциона: "Капитальный ремонт объекта: Автомобильная дорога ст-ца Воронежская - с.Суворовское - ст-ца Пластуновская, км 31+770 - 32+530 в Динском районе" (извещение N 0318200063917000731) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены нестандартные и избыточные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт объекта: Автомобильная дорога ст-ца Воронежская - с.Суворовское - ст-ца Пластуновская, км 31+770 - 32+530 в Динском районе" (извещение N 0318200063917000731).
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 387 144,00 рублей.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N2 "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ по лоту" установлены следующие требования:
- п. 13 "Смесь гравийно-песчаная": Смесь гравийно-песчаная С4 по ГОСТ 25607-2009 для устройства слоев оснований: Содержание глинистых и пылевидных частиц, % по массе, не более: 5.
В соответствии с п.5.7.1 ГОСТ 25607-2009 Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) в готовых смесях определяют по изменению массы аналитической пробы до и после испытания раздельно для щебня (гравия) по ГОСТ 8269.0 и песка по ГОСТ 8735, входящих в состав смеси. Для проведения испытания готовую смесь просеивают через сито диаметром отверстий 5 мм.
- п. 31 "Пескоцементная смесь": Песок природный (I и II класса) по ГОСТ 8736-93 для приготовления пескоцементной смеси: Модуль крупности, в пределах диапазона: 2,0-3,0; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм по массе, %, не более: 15; Содержание глинистых и пылеватых частиц по массе, %, не более: 3; Содержание глины в комках: не допускается; Марка по прочности в 28-суточном возрасте портландцемента по ГОСТ 10178-85: не менее 400.
ГОСТ 8736-93 утратил силу с 01.04.2015 г. в связи с вступлением в силу ГОСТ 8736-2014.
Согласно ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности, указанным в таблице 1.
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
Повышенной крупности
|
3,0 до 3,5 |
Крупный
|
2,5 " 3,0 |
Средний
|
2,0 " 2,5 |
Мелкий
|
1,5 " 2,0 |
Очень мелкий
|
1,0 " 1,5 |
Тонкий
|
0,7 " 1,0 |
Очень тонкий
|
До 0,7 |
Согласно инструкции по заполнению заявки участники закупки могут предложить песок с модулем крупности в диапазоне 2,0-3,0, что будет противоречить ГОСТ 8736-2014.
В соответствии с п.4.3.4 ГОСТ 8736-2014 содержание зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3 (в процентах по массе, не более):
|
|
|
|
Класс и группа песка |
Содержание зерен крупностью |
||
|
Св.10 мм |
Св. 5 мм |
Менее 0,16 мм |
I класс |
|
|
|
Повышенной крупности, крупный и средний
|
0,5 |
5 |
5 |
Мелкий |
0,5 |
5 |
10 |
II класс |
|
|
|
Повышенной крупности
|
5 |
20 |
10 |
Крупный и средний
|
5 |
15 |
15 |
Мелкий и очень мелкий |
0,5 |
10 |
20 |
Тонкий и очень тонкий
|
Не допускается |
Не нормируется |
Таким образом, для второго класса согласно ГОСТ 8736-2014 для групп песка крупный и средний содержание зерен крупностью менее 0,16 мм не должно превышать 15% по массе. При этом заказчиком установлено значение не более 10.
Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице 4 (в процентах по массе, не более):
|
|
|
Класс и группа песка |
Содержание пылевидных и глинистых частиц |
Содержание глины в комках |
Класс I |
|
|
Повышенной крупности, крупный и средний |
2 |
0,25 |
Мелкий |
3 |
0,35 |
Класс II |
|
|
Повышенной крупности, крупный и средний |
3 |
0,5 |
Мелкий и очень мелкий |
5 |
0,5 |
Тонкий и очень тонкий |
10 |
1,0 |
Примечание - По согласованию с потребителем в очень мелком песке класса II допускается содержание пылевидных и глинистых частиц до 7% по массе. |
Таким образом, ГОСТом 8736-2014 нормируется содержание глины в комках для среднего, крупного песка I,II класса.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДАГАЗ" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, уполномоченному органу - департаменту по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отраслевой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2017 г. N ЭА-635/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017