Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2017 г. N ЭА-637/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ИП Листопацкого Р.В. (далее Заявитель) на действия заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" при проведении открытого электронного аукциона N 0318100056717000003 "Реконструкция административного здания с пристройкой лабораторного корпуса, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 43" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ИП Листопацкий Р.В. указывает, что описание объекта закупки в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) носит необъективный характер: заказчиком установлены требования к значениям показателей, указать которые можно после проведения испытаний.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе. Требования к товарам (материалам) установлены заказчиком согласно его потребностей, содержащихся в проектной документации, локально-сметных расчетах, согласно норм государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" на официальном сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона N 0318100056717000003 "Реконструкция административного здания с пристройкой лабораторного корпуса, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Ленина, 43". Начальная (максимальная) цена контракта 24 003 187, 00 рублей.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В аукционной документации (Описание объекта закупки) установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, а также Инструкция по заполнению заявки (часть 4). В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки: если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены минимальные значения (сопровождаются словами "не менее", "не меньше", "от", "не хуже", "не ниже", "не уже", "знак ", "не меньше", "не ранее") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или превышающие значения, установленные настоящей документацией. Если в описании объекта закупки значения технических параметров, для которых установлены максимальные значения (сопровождаются словами "не более", "не больше", "до", "не выше", "не превышает", "знак
", "не лучше", "не больше", "не позже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей, равные или меньшие значений, установленных настоящей документацией. Если в описании объекта закупки значения технических параметров указаны в диапазоне в сопровождении знака "-" или "от _ до", то необходимо указать конкретные значения показателей.
В аукционной документации установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
С учетом положений Инструкции заказчик требует указать конкретные показатели, например: Блок оконный пластиковый (прочность при растяжении не менее 37 МПа, модуль упругости при растяжении не менее 2200 МПа, температура размягчения по Вика не менее 75°С); плитка (предел прочности при изгибе не менее 15 МПа, термическая стойкость глазури не менее 125°С); краски цветные, готовые к применению для внутренних работ (массовая доля пленкообразующего вещества не менее 22%; степень перетира не более 80 мкм; массовая доля летучего вещества) и т.д. по аналогичным образом описанных требованиям к материалам.
Требования к оконным блокам регламентированы ГОСТ 30674-99. Согласно п. 5.5.1 ГОСТ 30674 поливинилхлоридные профили должны изготавливаться из жесткого непластифицированного, модифицированного на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям поливинилхлорида, и отвечать требованиям ГОСТ 30673, а также техническим условиям на конкретные системы профилей, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ 30673-99 Показатели физико-механических свойств профилей должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3:
|
|
Наименование показателя |
Значение |
Прочность при растяжении, МПа, не менее* |
37,0 |
Модуль упругости при растяжении, МПа, не менее* |
2100 |
Ударная вязкость по Шарпи, кДж/м, не менее* |
15 |
Температура размягчения по Вика, °С, не менее* |
75 |
Изменение линейных размеров после теплового воздействия, %, не более: |
|
для главных профилей |
2,0 |
разность в изменении линейных размеров по лицевым сторонам |
0,4 |
для доборных профилей |
3,0 |
Термостойкость при 150 °С в течение 30 мин |
Не должно быть вздутий, трещин, расслоений |
Стойкость к удару при отрицательной температуре |
Разрушение не более одного образца из десяти |
Изменение цвета белых профилей после облучения в аппарате "Ксенотест", порог серой шкалы, не более |
4 |
Изменение ударной вязкости после облучения в аппарате "Ксенотест", %, не более |
20 |
Примечания
1 Номинальные значения показателей, отмеченных знаком "*", указывают в технической документации изготовителя.
2 Предельные отклонения значения температуры размягчения по Вика от установленной в технической документации не должны превышать (
3 Термостойкость профилей с декоративным ламинированным и коэкструдированным покрытием испытывают при 120 °С. |
Таким образом, Заказчиком установлены требования к материалу, из которого впоследствии будет изготовлен требуемый товар, при этом показатели определяются по результатам испытания.
Предметом контракта не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при подаче заявки иметь в наличии товар, необходимый в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также не обязывает производителей доводить до сведения неопределенного круга лиц конкретные характеристики материала, товара, в том, числе, химический состав, характеристики компонентов, из которого изготовлен товар. Заказчик требует указания конкретных показателей, которые определяются по результатам испытаний, что повлекло ограничение количества участников, в том числе отклонение заявок.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Листопацкого Р.В. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" нарушение п.1), п.2) ч. 1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику выдано предписание по делу NЭА-629/2017, повторное предписание не выдавать.
4. Повторно материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 апреля 2017 г. N ЭА-637/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017