Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 апреля 2017 г. N 04-01/130-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя Комиссии:
<_>.
Члены Комиссии:
<_>;
<_>,
в отсутствие представителя Заявителя надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения;
в отсутствие представителя Заказчика, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения;
в отсутствие представителя Уполномоченного органа, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения.
рассмотрев жалобу ООО "Тюменьстройинвест" (г. Тюмень), Заказчика МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (ИНН: 8911014080) ) при осуществлении закупки на Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Детский сад "Снежинка" в поселке Уренгой" (извещение N 0190300001317000126 http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormId=29 963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации N 0190300001317000126 .
По мнению Заявителя - в техническом задании в п. 31, 32, 48, 64, 93, 98 установлены требования к характеристикам материалов влекущие ограничение конкуренции.
А именно в составе аукционной документации в техническом задании в пунктах:
1) 31 "Доски обрезные хвойных пород
Сорт древесины I или II или III
Порода древесины Сосна или ель
Влажность не более 35 %
Шероховатости поверхности пиломатериалов, Rmmax He более 1250 мкм
Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость не более 0,2 стрела прогиба в долях длины пиломатериала в % Покоробленность поперечная не более 1 стрела прогиба в долях длины пиломатериала в%
Толщина 19- 25 мм Длина 4-6,5 м
Ширина 75; 100; 125; 150 мм".
Согласно ГОСТ 65-64-84 пункт 1: Пиломатериалы и заготовки принимают партиями. На каждую партию выдаётся паспорт качества.
Документ о качестве должен содержать:
Наименование предприятия-поставщика, его товарный знак, местонахождение (город или условный адрес);
Сорт (группа сортов) пиломатериалов (заготовок); размеры пиломатериалов (заготовок); породу древесины (группы пород);
Количество пиломатериалов (заготовок) в партии, м3 и штуки; обозначение стандарта.
Следовательно, участник закупки при подачи заявки не может и не обязан знать конкретные показатели по шероховатости, покоробленности, крыловатости поверхности пиломатериала. За данные показатели несёт ответственность производитель товара, на основании которых выдаёт паспорт качества и определяет сортность пиломатериала.
2) п. 32 "Доски обрезные хвойных пород длиной 6,5 м, шириной 75 мм, толщиной 25 мм, III сорта. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmaxl250 мкм. Сросшиеся здоровые пластевые и ребровые сучки размером 75 мм и в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон 4 шт. Частично сросшиеся и несросшиеся пластевые и ребровые сучки в общем числе сросшихся здоровых сучков размером 50 мм в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон 3 шт. Пластевые и кромочные трещины, в том числе выходящие на торец неглубокие и глубокие длиной 3,25 м. Торцовые трещины (кроме трещин усушки) на одном торце длиной 75 мм. Кармашки на любом однометровом участке длины пиломатериала в количестве 4 шт. Влажность 22%".
Согласно ГОСТ 65-64-84 пункт 1: Пиломатериалы и заготовки принимают партиями. На каждую партию выдаётся паспорт качества.
Документ о качестве должен содержать:
наименование предприятия-поставщика, его товарный знак, местонахождение (город или условный адрес);
сорт (группа сортов) пиломатериалов (заготовок); размеры пиломатериалов (заготовок);породу древесины (группы пород);
количество пиломатериалов (заготовок) в партии, м3 и штуки; обозначение стандарта.
Следовательно, участник закупки при подачи заявки не может и не обязан знать конкретные показатели по шероховатости, покоробленности, крыловатости поверхности пиломатериала, сросшиеся и несросшиеся пластевые и ребровые сучки, трещины. За данные показатели несёт ответственность производитель товара, на основании которых выдаёт паспорт качества и определяет сортность пиломатериала.
3) п.48 "Бруски обрезные хвойных пород.
Требуются обрезные хвойных пород длиной не менее 4 и не более 6,5 м, шириной 75,100,125,150 мм, толщиной 40,50,60,75 мм, I сорта,
Порода древесины ель; сосна; кедр; пихта; лиственница.
Влажность не более 30 %
Сорт должен быть I
Биологические повреждения: червоточина (на любом однометровом участке длины) допускается неглубокая на обзольных частях пиломатериала.
Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax не более 1600 мкм Трещины: пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец не более 150 или не более 1/4 (математический показатель дроби) мм, в долях длины.
Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость (стрела прогиба в долях длины пиломатериала) не более 0,2 или допускаются %
Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине [_ 2,0]; [_ 3,0] мм Предельные отклонения (нижнее и верхнее) от номинальных размеров по длине [+ 50 и -25] мм". Согласно ГОСТ 65-64-84 пункт 1: Пиломатериалы и заготовки принимают партиями. На каждую партию выдаётся паспорт качества.
Документ о качестве должен содержать:
Наименование предприятия-поставщика, его товарный знак, местонахождение (город или условный адрес);
Сорт (группа сортов) пиломатериалов (заготовок); размеры пиломатериалов (заготовок); породу древесины (группы пород);
Количество пиломатериалов (заготовок) в партии, м3 и штуки; обозначение стандарта
Следовательно, участник закупки при подачи заявки не может и не обязан знать конкретные показатели по шероховатости, покоробленности, крыловатости поверхности пиломатериала. За данные показатели несёт ответственность производитель товара, на основании которых выдаёт паспорт качества и определяет сортность пиломатериала.
Заказчиком предъявлены излишние требования, которые влекут ограничение участников закупки.
4) п.64 "Требуется раствор готовый кладочный цементный. Марка по подвижности требуется ПК2- ПК4. Норма подвижности по погружению конуса должна быть, см, св 4 до 14 включительно. Водоудерживающая способность растворных смесей не должна быть менее 90%. Расслаиваемостъ свежеприготовленых смесей не должна превышать 10 %, Растворная смесь не должна содержать золы- уноса I вида более 20% массы цемента. Марка раствора нужна МЮО. Марка по морозостойкости может быть до F200. Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте должна быть, кг/мЗ, менее 1500 или 1500 и более. Не допускается отклонение средней платности раствора в сторону увеличения более 10 %. В качестве вяжущих материалов должен применятся цемент для строительных растворов. Не должна быть наибольшая крупность зерен заполнителя, мм, более 2,5. Золы-уноса могут быть основного или кислого типа. Удельная поверхность, м2/кг, не менее, 150. Остаток на сите N 008, % по массе, не более 30. Содержание клинкера в цементе не должно быть менее 20 % массы цемента. Предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте должен быть не менее 19,6 МПа (200 кгс/см2). Начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец - не позднее 12 ч от начала затворения. Водоотделение цементного теста, изготовленного при В/Ц = 1,0 не должно превышать 30 % по объему. Содержание ангидрида серной кислоты S03 в цементе должно быть 1,5 - 3,5 % массы цемента. Содержание в цементе щелочных оксидов не должно быть более 2 % массы цемента. Кварцевый песок с содержанием оксида кремния Si02 не менее 90 %. Содержание глинистых, илистых и мелких пылевидных фракций величиной менее 0,05 мм не должно быть более 3 %. Раствор готовый кладочный должен быть тяжелым или легким. Число циклов замораживание - оттаивание не менее 25.)"
На основании ГОСТ 28013-98 пункт 4.15.3 Растворные смеси должны иметь документ о качестве, который выдаётся на каждую партию отпускаемого раствора. В документе о качестве указаны следующие показатели:
- наименование или товарный знак и адрес предприятия-изготовителя;
- условное обозначение строительного раствора;
- класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и цифровое значение ;
- марку по прочности на сжатие;
- марку по подвижности (П);
- вид и количество введенной добавки (% массы вяжущего);
- дату приготовления;
- температуру применения, °С;
- обозначение настоящего стандарта.
Такие показатели как "Норма подвижности по погружению конуса, Водоудерживающая способность растворных смесей, Расслаиваемостъ свежеприготовленых смесей, Растворная смесь не должна содержать золы-уноса и тип золы-уноса, крупность зерен заполнителя и другие показатели не отражены в документе о качестве, который выдаётся на каждую партию товара. За данные показатели несёт ответственность производитель, так как он должен соблюдать технологию приготовления растворной смеси согласно ГОСТа. Участник закупки не может знать заранее значения показателей, которые определяются лабораторными испытаниями. Заказчиком предъявлены излишние требования, которые влекут ограничение участников закупки.
5) п. 93 "Листы гипсокартонные Толщина должна быть менее 14 мм. Кромка должна быть закругленная; полукруглая и утоненная с лицевой стороны; полукруглая с лицевой стороны; утоненная с лицевой стороны; прямая. Повреждение продольных кромок не должно быть более 2шт. на 1 лист. Повреждение углов не должно быть более 2шт. на один лист.
Разрушающая нагрузка при испытании на прочность продольных образцов при переменном пролете при изгибе не должно быть менее 45кгс. Разрушающая нагрузка при испытании на прочность поперечных образцов при постоянном пролете при изгибе не должно быть менее 5,4кгс. Разрушающая нагрузка при испытании на прочность поперечных образцов при переменном пролете при изгибе не должно быть менее 15кгс. Разрушающая нагрузка при испытании на прочность продольных образцов при постоянном пролете при изгибе не должно быть менее 12,5кгс. Тип кромки должна быть ПК;УК;ПЖ;ПЛУК;ЗК. Прогиб продольных образцов при испытании на прочность при переменном пролете не должно быть более 1 мм. Прогиб поперечных образцов при испытании на прочность при переменном пролете не должно быть более 1,2 мм. Масса должна быть более 10 кг/м2. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть до370Бк/кг. Цвет маркировки должен быть синий; красный".
Согласно ГОСТ 6266-97 раздел 7.1 "Каждая партия листов должна быть принята службой технического контроля изготовителя в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
7.14 Изготовитель должен сопровождать каждую партию (часть партии) листов документом о качестве, в котором указывают:
- наименование изготовителя и его адрес;
- наименование и условное обозначение листов;
- номер партии, дату изготовления;
- количество листов в штуках и (или) квадратных метрах;
- штамп и подпись руководителя службы технического контроля".
Разрушающая нагрузка, прогиб определяются лабораторными испытаниями при сертификационных испытаниях, после которых выдаётся сертификат соответствия. Данные показатели не могут быть известны участникам закупки. Заказчиком предъявлены излишние требования, которые влекут ограничение участников закупки.
6) п. 98"Краска водоэмульсионная
После высыхания краска должна образовывать пленку с ровной однородной матовой поверхностью. Массовая доля нелетучих веществ должна быть от 47 до 61%. Уровень pH не должен быть менее 6,5. Укрывистость высушенной пленки не должна быть более 180г/м2. Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 _ 2)оС не должна быть менее 24 ч. Морозостойкость краски циклы не должна быть менее 5. Условная светостойкость не должна быть более 5%. Степень перетира не должна быть более бОмкм. Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) оС не должно быть более 1 ч. Расход должен быть от 110 до 150г/м2. Должна применяться при температуре окружающего воздуха не ниже 8оС. Коэффициент отражения не должен быть менее 82%. Смываемость пленки краски не должна быть более 3,5г/м2. Условная вязкость краски по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0 _ 0,5)ПС не должна быть менее 30с".
Все указанные показатели взяты по ГОСТу 28196-89. Такие показатели как: Уровень pH, Укрывистость высушенной пленки, Стойкость пленки к статическому воздействию воды, Морозостойкость краски, Условная светостойкость, Степень перетира, Коэффициент отражения, Условная вязкость и др. определяются лабораторными испытаниями и не могут быть известны участнику на момент подачи заявки. На основании лабораторных испытаний изготовитель получает сертификат соответствия. Согласно данного ГОСТа пункт 7.1. "Изготовитель гарантирует соответствие красок требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения". Заказчиком предъявлены излишние требования, которые влекут ограничение участников закупки.
Такие же замечания и претензии наблюдаются по пунктам 120, 361.
7) Пунктом 1.7. проекта контракта установлено, что срок действия контракта: Начало действия контракта - с момента его подписания; Срок действия контракта - до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 30.03.2017 N0190300001317000126 :
Объект закупки - Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Детский сад "Снежинка" в поселке Уренгой"
Дата и время начала подачи заявок- 30.03.2017 09:50.
Дата и время окончания подачи заявок - 17.04.2017 09:00.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своих возражениях Заказчик с доводами Заявителя не согласился и пояснили следующее.
Согласно статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом в техническом задании в пунктах 31,32,48 требования к поставляемой продукции прописаны в соответствии с ГОСТом.
Комиссией контрольного органа при рассмотрении жалобы Заявителя установлено следующее при опубликовании извещения 30.03.2017 N0190300001317000126 Заказчиком максимально объективно прописаны требования к необходимым материалам, в соответствии с гост 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород.
На довод заявителя о том, что участник закупки не может и не обязан знать конкретные показатели по шероховатости, покоробленности, крыловатости поверхности пиломатериалов, Комиссия контрольного органа сообщает следующее, что данные показатели установлен в ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород, настоящий стандарт распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и экспорта.
Тем самым при осуществления закупки у поставщика и /или у производителя данной продукции (Досок обрезных хвойных пород) участнику изъявившему желание участвовать в электронном аукционе должны предоставить именно тот товар который отвечает требованиям ГОСТа.
Таким Образом Комиссия контрольного органа жалобу Заявителя по пунктам 31,32,48 признает не обоснованной.
С Жалобой заявителя о том, что требования указанные в технической документации к электронному аукциону пункте 64 завышены требования, которые влекут ограничения конкуренции Заказчик не согласен, в своих письменных возражениях Заказчик утверждает следующее что требования к готовой кладочной смеси цементной указанные в технической документации составлены в соответствии с ГОСТом 28013-98 и не противоречат ему.
Согласно доводу Заявителя о том что в пункт 93 указаны излишние требования которые влекут ограничения участников закупки, поскольку данные показатели (разрушающая нагрузка, прогиб) не могут быть известны участником закупки.
На данный довод заявителя заказчик поясняет следующее, что данные требования установлены заказчиком в соответствии с ГОСТом и на сайтах производителей и не устанавливал не существующих требований.
Комиссия контрольного органа при рассмотрении довода Заявителя о том, что в пункт 93 указаны излишние требования которые влекут ограничения участников закупки, поскольку данные показатели (разрушающая нагрузка, прогиб) не могут быть известны участником закупки, установила следующее что техническая документация Заказчика разработана в соответствии с ГОСТом 6266-97 Листы гипсокартонные, а следовательно участник Электронного аукциона изъявивший желание принять участие в Электронном аукционе должен руководствоваться требованиями технического задания поскольку данные требования взяты с сайтов поставщиков и ГОСТов следовательно Заказчик не ограничивал возможность другим участникам аукциона принять участие.
Согласно доводу Заявителя что, Заказчиком предъявлены излишние требования, которые влекут ограничения участников закупки не находят своего подтверждения поскольку требования технической документации п. 98,120, 361 оставлены в соответствии с ГОСТом и не нарушают прав участников аукциона.
Таким образом комиссия контрольного органа приходит к выводу, что жалоба по пунктам 98,120,361 технического задания не обоснованна.
Относительно доводов жалобы о не корректном установлении сроков действия Контракта сообщаю следующее.
Пунктом 3.1. Контракта определен конкретный срок выполнения работ с определенной даты, либо с момента заключения контракта, а также установлен конкретный срок завершения выполнения работ. Соответственно, срок банковской гарантии должен превышать срок, установленный для завершения работ, более чем на 1 месяц. Формулировка: "до полного исполнения обязательств по Контракту" относится к обязанности Заказчика по оплате выполненных работ. Как правило срок оплаты устанавливается в 30 дней и невозможно конкретно определить в какой день будет осуществлен платеж. Таким образом, учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика в указанной части также не было допущено нарушений 44 ФЗ.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Тюменьстройинвест" (г. Тюмень) на действия Заказчика МКУ "Комитет по строительству и архитектуре Пуровского района" (ИНН: 8911014080) при осуществлении закупки на Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Детский сад "Снежинка" в поселке Уренгой" (извещение N 0190300001317000126 ) необоснованной.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 апреля 2017 г. N 04-01/130-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017