Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 апреля 2017 г. N 04-01/134-2017
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_>;
Члены Комиссии:
<_>;
<_>;
при участии:
Разводновой М.Е. - представитель Заказчика по доверенности от 24.04.2017 г. N75;
Головичера А.Н. - представитель Заказчика по доверенности от 24.04.2017 г. N76;
Гидеон Вероники Валериевны представитель уполномоченного органа по доверенности от 25.01.2017 N7.
рассмотрев жалобу НПА "Сибирский Аналитический центр" (г. Тюмень) на действия на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки на Выполнение информационно-аналитических работ по теме: "Мониторинг состояния и изменения разведанных запасов углеводородов" (извещение N 0190200000317001297http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба НПА "Сибирский Аналитический центр" (г. Тюмень) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607) при осуществлении закупки на Выполнение информационно-аналитических работ по теме: "Мониторинг состояния и изменения разведанных запасов углеводородов" (извещение N 0190200000317001297http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
Заказчик - Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
Дата и время начала подачи заявок- 10.03.2017 15:00
Дата и время окончания подачи заявок - 03.04.2017 09:30
Объект закупки - Выполнение информационно-аналитических работ по теме: "Анализ перспективных и прогнозных ресурсов углеводородов на территории автономного округа".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 рублей.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.04.2017 NПРО1 размещенный в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в открытом конкурсе приняло участие 2 участника (заявки N 89,79).
Заявка под N89 была отклонена.
По мнению Заявителя, Единая комиссия не правомерно отклонила заявку с порядковым N89.
Из жалобы установлено, что согласно протоколу заявка НАО "Сибирский Аналитический центр" Единая комиссия не правомерно отклонила не соответствует требованиям извещениям /документации.
Обеспечение заявки на участие в конкурсе было внесено третьим лицом ООО "СибКОМ".
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.04.2017 NПРО1 заявка участника закупки под N89 НАО "Сибирский Аналитический центр" была отклонена.
В своей жалобе Заявитель указывает следующее.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки.
Данные требования Федерального закона N 44-ФЗ НАО "СибНАЦ" нарушены не были. Обеспечение заявки на участие в конкурсе было внесено третьим лицом ООО "СибКОМ". В подтверждение обеспечения заявки на участие в конкурсе представлено платежное поручение N 71 от 24.03.2017. Реквизиты данного платежного поручения, в том числе указание, за какое лицо перечисляется обеспечение заявки, а также сумма обеспечения полностью соответствуют требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и конкурсной документации.
Из возражений Заказчика Комиссией контрольного органа установлено следующее.
Извещение N 0190200000317001297и конкурсная документация о проведении открытого конкурса при осуществление Закупки были размещены 10.03.2017 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
По окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано две заявки от следующих участников: ООО "НЕДРА-КОНСАЛТ" и НАО "СибНАЦ".
Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе было проведено 03.04.2017 года в 09:30 по адресу Российская Федерация, 629007, Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард, ул. Чубынина, д. 14.
Рассмотрение и оценка заявок на участие в открытом конкурсе были проведены Комиссией в срок с даты вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе 06.04.2017 09 час 00 мин по адресу г. Салехард, ул. Чубынина, д. 14.
Комиссия рассмотрела заявки на участие в открытом конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным в конкурсной документации, а также требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ) и приняла следующее решение: заявка ООО "Недра-Консалт" соответствует требованиям, заявка НАО "СибНАЦ не соответствует требованиям - отклонена.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.04.2017 NПРО1 заявка участника закупки под N89 НАО "Сибирский Аналитический центр" была отклонена, по причине не соответствия требованиям извещения\документации на основании ч.3 ст.53 Закона о контрактной системе и в нарушение ч.5 ст.44, п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, пп.3.8 п.3.4.1. "Информационной карты конкурса", п.3.6.4, п.3.6.5 "Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе", участник закупки в составе заявки не представил соответствующее платежное поручение подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а так же денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе от участника закупки на расчетный счет Департамента государственного заказа ЯНАО не поступили. (представлено платежное поручение от третьего лица).
За НАО "СибНАЦ" обеспечение заявки на участие в конкурсе было внесено третьим лицом ООО "СибКОМ".
Комиссия контрольного органа, рассмотрев жалобу Заявителя и возражения сторон установила следующее, что согласно ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе денежные средства в качестве обеспечения заявки вносит подавший ее участник. Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность исполнения этой обязанности иным лицом. Кроме того, если нет оснований для удержания данных денежных средств, они возвращаются на счет именно участника.
Таким образом, Заявителем нарушены нормы Закона о контрактной системе.
Возможность внесения суммы обеспечения третьим лицом за участника торгов не была предусмотрена конкурсной документацией
На основании выше изложенного Единая комиссия не вправе принимать такие платежи как платежи участника, в том числе при наличии каких-либо договоров между участником и третьим лицом.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития никто не может внести обеспечение заявки за участника закупки, позиция обоснована положениями Закона о контрактной системе (Письмо Минэкономразвития России от 10.08.2016 N Д28и-2012).
Кроме того, вопрос незаконности перечисления обеспечения заявки третьим лицом за участника закупки посредством безналичного платежа, произведенного с банковского счета, открытого третьим лицом, был подробно рассмотрен в судебных актах арбитражного суда.
Суды, исходя из буквального толкования норм Закона о контрактной системы, пришли к выводу, что обеспечение предоставляется исключительно и непосредственно участником закупки. Возможность предоставления обеспечения заявки иным лицом указанными нормами не предусмотрена. Данный способ не отвечает требованиям безотзывности денежных средств (банковской гарантии), надежности лица, которое их внесло, а также иным требованиям, установленным ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе. Если участник закупки не может внести обеспечение заявки на участие в конкурсе самостоятельно, он вправе предоставить банковскую гарантию.
Порядок заключения и исполнения договора банковского счета установлен гл. 45 ГК РФ. Согласно ч. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное (ст. 848 ГК РФ).
Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки.
Основания, по которым участник конкурса был отстранен, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе .
По итогам рассмотрения заявок Единой комиссией принято решение, что заявка участника закупки НПА "Сибирский Аналитический центр" не соответствует требованиям пп.3.8 п.3.4.1. "Информационной карты конкурса", и п.3.6.4, п.3.6.5 "Инструкция по подготовке заявок на участие в конкурсе".
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 06.04.2017 NПРО1 заявка НПА "Сибирский Аналитический центр" была отклонена правомерно.
При вышеизложенных обстоятельствах, довод Заявителя относительно того, что Единая комиссия не правомерно отклонила заявку с порядковым N89 НПА "Сибирский Аналитический центр" не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу НПА "Сибирский Аналитический центр" (г. Тюмень) на действия на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд ЯНАО (ИНН: 8901017607 при осуществлении закупки на Выполнение информационно-аналитических работ по теме: "Мониторинг состояния и изменения разведанных запасов углеводородов" (извещение N 0190200000317001297http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>;
Члены комиссии <_>;
<_>;
Шилов А.В.
(34922)34259
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 апреля 2017 г. N 04-01/134-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017