Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 апреля 2017 г. N 673
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. при участии: |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Характерова А.Г. |
- |
представителя ООО "Алтын" (доверенность от 12.04.2017 б/н), |
- Характеровой И.В. |
- |
представителя ООО "Алтын" (доверенность от 12.04.2017 б/н), |
- Хазовой М.Е. |
- |
представителя ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" (доверенность от 13.03.2017 N19/366), члена единой комиссии, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтын" (далее также - ООО "Алтын", заявитель) о нарушении единой комиссией Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" (далее также - единая комиссия) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Алтын" о нарушении единой комиссией ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства (в рамках государственного оборонного заказа), номер извещения 0868100001217000010 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия государственного заказчика неправомерно признала заявку ООО "Алтын" несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, что противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "Алтын" позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержали в полном объёме.
Представитель ФКУ "ЦХиСО УМВД по Ульяновской области", одновременно являющаяся членом единой комиссии, с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признала, считает жалобу ООО "Алтын" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении дела, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 21.02.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства (в рамках государственного оборонного заказа) и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000,00 рублей.
03.03.2017 в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в Приложении N3 к документации об электронном аукционе.
В приложении N3 к документации о закупке заказчик указал максимальные и (или) минимальные значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, и их показатели, позволяющие определить соответствие используемых товаров установленным требованиям, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут меняться.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По позиции 2 государственным заказчиком указан товар Жидкость охлаждающая низкозамерзающая ГОСТ 28084-89. По показателю температура начала кристаллизации не выше минус 35/минус 40/минус 65о С участнику закупки необходимо выбрать одно конкретное значение с учётом положений инструкции по заполнению заявки. Согласно спецификации на антифриз AGA-Z40, изготовляемый по ТУ 2422-001-60465030-2009, показатель температуры начала кристаллизации не выше минус 41о С, а массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150о С - не более 37%. Данный показатель удовлетворяет ГОСТ 28084-89, но не удовлетворяет требованию государственного заказчика указать одно из значений.
По позиции 4 указан товар Литол-24 ГОСТ 21150-87. По показателю предел прочности при 80оС установлено не менее 150/200: участнику закупки необходимо указать одно конкретное значение с учётом положений инструкции. Согласно типовых показателей для Литол-24, производимого нефтяной компанией Лукойл, предел прочности при 80о С составляет не менее 200 Па. Данный показатель удовлетворяет ГОСТ 21150-87, но не удовлетворяет инструкции по заполнению заявки - указать одно конкретное значение показателя, то есть без указания слов "не менее".
Следовательно, требование к составу заявки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
По позиции 5 Шина пневматическая ГОСТ 4754-97 по показателю ширина профиля указано 176 мм/187 мм/206 мм. Во избежание несовместимости пневматических шин, используемых при выполнении работ по ремонту уже имеющихся у заказчика автотранспортных средств, документацией об электронном аукционе установлены конкретные значения ширины профиля пневматических шин (при измерении на рекомендуемом ободе) для обозначений 175/70R14, 185/70R14, 205/70R14 - 176 мм, 187 мм, 206 мм соответственно. Данные показатели являются нестандартными и не сопровождаются обоснованием.
Таким образом, заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, что указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствии необходимости иметь таковые при подаче заявок. Подобное требование к составу заявок ограничивает количество участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Следовательно, ФКУ "ЦХиСО УМВД по Ульяновской области", разработав документации о закупке подобным образом, нарушило положения части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объём подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, цену единицы работы или услуги.
Между тем в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует цена единицы услуги и цена запасных частей. Указана только общая начальная (максимальная) цена единиц услуг (работ) и запасных частей в размере 272 388 239,87 рублей.
Из изложенного следует, что ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" нарушило положения статьи 42 Закона о контрактной системе.
4) 23.03.2017 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0868100001217000010-1 от 23.03.2017.
В соответствии с протоколом N0868100001217000010-1 от 23.03.2017 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (20.03.2017 10:00) поступило 14 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 14 соответственно (по мере поступления). Заявки, поданные под номерами 1-5, 7 и 12, - отозваны.
Согласно указанному протоколу единая комиссия допустила к участию и признала участниками электронного аукциона участников закупки, подавших закупки под номерами 6, 9, 10, 13 и 14.
Участнику закупки, подавшему заявку под номером 11, отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанной процедуры не установлено.
27.03.2017 состоялась процедура проведения электронного аукциона, по итогам которой составлен соответствующий протокол. Последнее ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под номером 14 (ООО "Алтын").
5) 30.03.2017 единая комиссия рассмотрела вторые части заявок, что зафиксировано в протоколе подведения итогов электронного аукциона N0868100001217000010-3.
Победителем электронного аукциона признано ООО "Авторай-СервисЦентр", заявка которого соответствовала требования документации о закупке.
В соответствии с протоколом N0868100001217000010-3 от 30.03.2017 заявка под номером 14 (ООО "Алтын") признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе на основании пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением недостоверной информации о стране происхождения товара, а именно:
- запасные части в позициях: N613 каталожный номер 96144932 (Ремень генератора Nexia); N626 каталожный номер 96144933 (Ремень ГУР и генератора Nexia) (раздел "Марка а/м: DAEWOO");
- запасные части в позициях: N1987 каталожный номер 96182268 (ПАТРУБОК); N1981 каталожный номер 96350692 (ПАТРУБОК РАДИАТОРА ДВС НИЖНИЙ); N2682 каталожный номер 90235040 (САЙЛЕНТ-БЛОК ПЕРЕДНЕГО РЫЧАГА ЗАДНИЙ) (раздел "Марка а/м: Chevrolet, Daewoo Nexia") наименование страны происхождения товара "США" не соответствует требованиям документации об электронном аукционе и постановлению Правительства России от 14.01.2017 N9.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, среди которых документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона, или копии этих документов, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление от 14.01.2017 N9) работы выполняются юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, с использованием запасных частей, произведённых на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют, в части касающейся.
В пункте 7 раздела 1 документации об электронном аукционе установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, на основании постановления от 14.01.2017 N9 (в данном случае по указанным позициям используется код ОКПД2 22.19.73 - Изделия из вулканизированной резины прочие, не включённые в другие группировки; твёрдые резина во всех формах и изделия из неё; напольные покрытия и коврики из вулканизированные пористой резины).
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе определены в разделе 3 документации о закупке и соответствуют Закону о контрактной системе.
Анализ второй части заявки ООО "Алтын" показал следующее.
По позициям N613, N626 (раздел "Марка а/м: DAEWOO"); N1981, N1987 и N2682 (раздел "Марка а/м: Chevrolet, Daewoo Nexia") заявитель предложил к поставке товар, страной происхождения которого является "США".
Следовательно, признав заявку ООО "Алтын" несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, единая комиссия положений действующего законодательства не нарушила.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа федеральный орган исполнительной власти вправе выдать государственному заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения положений части 1 статьи 33, статьи 42 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области", не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента.
Вместе с этим существует необходимость выдачи предписания о прекращении приостановления определения подрядчика оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу ООО "Алтын" на действия единой комиссии Федерального казённым учреждением "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства (в рамках государственного оборонного заказа), номер извещения 0868100001217000010, необоснованной.
2. Признать государственного заказчика нарушившим положения части 1 статьи 33, статьи 42 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ульяновской области" не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты определения подрядчика.
4. Выдать оператору электронной площадки предписание о прекращении приостановления осуществления закупки.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 апреля 2017 г. N 673
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017