Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 апреля 2017 г. N 06-294/17т
изготовлено в полном объеме 24 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Промстрой-групп" (далее - ООО "Промстрой-групп"): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью проектно-строительная компания "Подрядчик"" (далее - ООО ПСК "Подрядчик"): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении без участия представителя;
от заказчика муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования "Намский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я), заказчик): Гуляев Г.В. (директор), Макаров С.В. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Промстрой-групп", ООО ПСК "Подрядчик" на действия аукционной комиссии заказчика МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0816300000717000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
12, 14 апреля 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы, соответственно, ООО "Промстрой-групп", ООО ПСК "Подрядчик" на действия аукционной комиссии заказчика МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0816300000717000001).
Рассмотрение жалоб назначено на 19 апреля 2017 года в 14 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы возражения от заинтересованных лиц не поступили.
Из жалобы ООО "Промстрой-групп" следует, что аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку заявка участника закупки соответствовала требованиям аукционной документации.
Из жалобы ООО ПСК "Подрядчик" следует, что аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку заявка участника закупки соответствовала требованиям аукционной документации.
В ходе рассмотрения дела представители МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) с жалобами не согласились, поддержали возражения, изложенные в письменных пояснениях.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.03.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 378 100,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) 3 заявки не допущены к участию в электронном аукционе;
6) единственная заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации;
7) электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Промстрой-групп" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300000717000001-1 от 07.04.2017 года участнику закупки с порядковым номером заявки 1 (ООО "Промстрой-групп") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "В заявке участника "Ведомости основных требуемых материалов" в позиции 9 "Плиты базальтовые" указаны показатели:
"- Сжимаемость - не более 12(4);
- Влажность-не более 1(0,5);
- Содержание органических веществ -не более 5(4)", т.е.
характеристики указаны не конкретно, допускают неопределенность характеристик применяемых материалов, сопровождаются словами "не более".".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что в составе аукционной документации прикреплена таблица Excel "Часть 4. Перечень требуемых материалов". Данная таблица содержит раздел "Ведомость основных требуемых материалов", в котором установлены, в том числе следующие требования:
9 |
Плиты базальтовые |
Плотность |
от 75 до 200 |
кг/м3 |
|
Теплопроводность |
от 0,047(0,038) до 0,053(0,041) |
Вт/(м*К) |
|||
Сжимаемость |
не более 12 (4) |
% |
|||
Влажность |
не более 1(0,5) |
% |
|||
Содержание органических веществ |
не более 5(4)* |
% |
|||
Класс горючести |
Г2(НГ) |
|
В Инструкции по заполнению заявки аукционной документации установлено, что предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "не должна", "не должны". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "не выше", "не ниже", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "до" и т.п., то есть должны быть конкретными.
В заявке ООО "Промстрой-групп" указано, в том числе следующее:
9 |
Плиты базальтовые |
Россия |
Плотность |
125 |
кг/м3 |
|
Теплопроводность |
0,049(0,040) |
Вт/(м*К) |
||||
Сжимаемость |
не более 12(4) |
% |
||||
Влажность |
не более 1(0,5) |
% |
||||
Содержание органических веществ |
не более 5(4)* |
% |
||||
Класс горючести |
Г2(НГ) |
|
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Между тем, заявителем не представлено доказательств, что при составлении первой части заявки на участие в электронном аукционе, ООО "Промстрой-групп" указаны неконкретные показатели применяемых при выполнении работ товаров в связи с тем, что такие показатели установлены непосредственно производителями товаров.
Более того, такие доказательства не были представлены и на запрос антимонопольного органа с исх. N 06/1632 от 13.04.2017 года.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционной комиссией правомерно отказано ООО "Промстрой-групп" в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку участником закупки представлены неконкретные покатили товара, используемого при выполнении работ.
Комиссия считает жалобу ООО ПСК "Подрядчик" обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0816300000717000001-1 от 07.04.2017 года участнику закупки с порядковым номером заявки 7 (ООО ПСК "Подрядчик") отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "В заявке участника закупки в перечне применяемых материалов в позициях 6, 7, 8 "Профили холодногнутые из листовой оцинкованной стали" отсутствуют наименование страны происхождения товара. Дополнительно включены не требуемые материалы".
Как уже указано выше, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Проанализировав заявку ООО ПСК "Подрядчик" Комиссия установила, что указанная заявка содержит таблицу применяемых материалов, при этом по пунктам 6, 7, 8 не заполнена графа "Страна происхождения товара". При этом в заявке также указано, что при отсутствии информации о стране происхождения товара, страной происхождения товара считать Россию.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия неправомерно отказала ООО ПСК "Подрядчик" в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку заявка участника закупки содержала информацию о стране происхождения товаров, используемых при выполнении работ.
По мнению Комиссии, тот факт, что участник закупки указал в составе первой части заявки не только товары, перечисленные в разделе "Ведомость основных требуемых материалов" аукционной документации, но также проанализировав локальный сметный расчет, указал иные используемы товары, никаким образом не вводит аукционную комиссию в заблуждение, не препятствует рассмотрению заявки и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силу пункта 2 статьи 7 Закона о контрактной системе устанавливает принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий), а именно строительство детского сада на 25 мест в с. Сыгыннах Намского улуса с кодом по ОКПД2 41.20.40.000 (работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)) с начальной (максимальной) ценой контракта 4 378 100,00 руб.
Из положений аукционной документации, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта также следует, что предметом закупки является выполнение строительных работ.
Между тем, как установлено в ходе заседания из пояснений представителей заказчика, фактически предметом контракта является выполнение работ по устройству фундамента на сумму 331 тыс.руб., и поставка строительных материалов на оставшуюся сумму. Данный факт представители заказчика пояснили тем, что бюджетные лимиты в денежном выражении доведены финансовыми органами на осуществление закупки, предметом которой будет являться строительство.
Соответственно, выполнение строительных работ, как заявлено в предмете контракта, составляет менее 8% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в обязанности лица, с которым будет заключен контракт, входит выполнение работ по устройству фундамента, а также преимущественно поставка товаров, не связанных с выполнением данных работ (дверные и оконные блоки, двери и т.д.).
При этом прямое указание на данный факт в извещении о проведении электронного аукциона, непосредственно самой аукционной документации отсутствует.
Данный факт по сути возможно установить только из обоснования начальной (максимальной) цены контракта, то есть из локального сметного расчета.
Таким образом, фактический предмет закупки не соответствует информации извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации. По мнению антимонопольного органа, действия заказчика вводят в заблуждение участников закупки, противоречит перечисленным требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в ней объединены различные виды деятельности, в рамках контракта между собой не связанные. Данный факт противоречит принципу открытости и прозрачности контрактной системы в сфере закупок и ограничивает количество участников закупки, поскольку такой участник может обладать исключительно возможностью поставки товара либо выполнения строительных работ.
В связи с чем, Комиссия заказчиком нарушен пункт 1 статьи 1, пункт 1 части 2, часть 5 статьи 24, часть 1 статьи 59, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом закупки является, в том числе выполнение работ, следовательно, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, а именно: закупочная документация должна содержать указания на объем и характер выполняемых работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Проект контракта содержит требование о том, что работы выполняются в соответствии с проектной документацией (пункты 1.2, 1.3).
В ходе рассмотрения представители заказчика пояснили, что проектная документация объекта разработана, между тем, по субъективным причинам не размещена в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 59, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе проектная документация не размещена в ЕИС.
3. Как установлен Комиссией выше, в составе аукционной документации прикреплена таблица Excel "Часть 4. Перечень требуемых материалов".
При этом данная таблица содержит не только раздел "Ведомость основных требуемых материалов", в котором установлены требования к товарам по объекту "Детский сад на 25 мест в с. Сыгыннах Намского улуса", но и раздел "Ведомость потребных ресурсов", в котором установлены требования к товарам по объекту "Строительство автомобильной дороги "Ергелех-Хонгор-Биэ" Намский улус (район)".
Данный документ не имеет никакого отношения к рассматриваемой закупке, в связи с чем, заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Промстрой-групп" на действия аукционной комиссии заказчика МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0816300000717000001) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО ПСК "Подрядчик" на действия аукционной комиссии заказчика МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) при проведении электронного аукциона на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0816300000717000001).
3. Признать аукционную комиссию заказчика МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) нарушившей часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать заказчика МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) нарушившим пункт 1 статьи 1, пункт 1 части 2, часть 5 статьи 24, часть 1 статьи 59, пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать МКУ "Служба единого заказчика" МО "Намский улус" РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
5. Должностным лицам Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 апреля 2017 г. N 06-294/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017