Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 апреля 2017 г. N 06-251/17т
изготовлено в полном объеме 11 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Овчинниковой К.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "СтройИндустрия" (далее - ООО "СтройИндустрия"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "АгроПремиум" (далее - ООО "АгроПремиум"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Теремок"" Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее по тексту решения - МБДОУ ДС "Теремок", заказчик): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от уполномоченного органа Администрации Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - АМО "Ленский район", уполномоченный орган): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменные пояснения,
рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест", ООО "СтройИндустрия", ООО "АгроПремиум" на действия заказчика МБДОУ ДС "Теремок" МО "Ленский район" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005616000264), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
30, 31 марта 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), соответственно поступили жалобы ООО "Стройинвест", ООО "СтройИндустрия", ООО "АгроПремиум" на действия заказчика МБДОУ ДС "Теремок" МО "Ленский район" РС (Я), уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005616000264).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 06 апреля 2017 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из текста жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. В проекте контракта указано, что качество должно работы по настоящему контракту должны быть выполнены с надлежащим качеством. Качество работ должно соответствовать требованиям рабочей и организационно-технологической документации, а также СНиП, ГОСТ иным документам, предусмотренным законодательством.
При этом заказчик, не указывает каким конкретно регламентам должны соответствовать выполненные подрядчиком работы.
2. Согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Одновременно с этим в проекте контракта указано, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращается Заказчиком, в течение 10 (десяти) банковских дней после окончания срока действия контракта (пункт 2.4 проекта контракта).
Таким образом, в нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик устанавливает в проекте контракта установлены различные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
3. В нарушение требований Закона о контрактной системе заказчик в Техническом задании указывает неполные единицы товара, которые будут использоваться при выполнении работ.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "СтройИндустрия" следует, что в нарушение положений Закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 66, 76, 93, 254, 424, 425, 166, 167, 275, 481 Технического задания аукционной документации не установил показатели позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, а также не указал максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения, которые не могут изменяться.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "АгроПремиум" следует:
1. Заказчиком в проекте контракта установленный срок действия контракта превышает срок исполнение обязательств сторонами (в том числе и обязательства заказчика по оплате), что нарушает требование к сроку действия договора, установленное Гражданским Кодексом Российской Федерации.
2. Заказчик, установил в пункте 16 Технического задания аукционной документации требования к используемым материалам, а именно "Краски масляные земляные мумия, сурик железный в объеме 0.0024015 т.". Исходя из требований инструкции в части трактования участниками закупки знака ",", подрядчик обязан использовать и мумию, и сурик железный.
При этом, заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не установлены требования к объемам использования указанных товаров, а дан лишь общий для обеих позиций объем использования. Участники закупки не в состоянии достоверно установить и указать в первой части заявки объемы использования обоих требуемых заказчиком товаров.
3. Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе составил необъективное описание объекта закупки, а именно:
- В пунктах 6-8, 10-12, 14-17, 20, 21, 23, 24, 27, 32, 34, 54, 55, 63, 83, 148, 165, 166, 169, 178 раздела "Наименование работ и затрат" Технического задания аукционной документации содержит необъективные требования к количеству выполняемых работ, а именно в графе "Количество" указаны даты, что не предоставляет возможности участникам закупки достоверно установить количество требуемых материалов или объемы работ.
- в пунктах 163, 164,165 раздела "наименование материалов" Технического задания аукционной документации установлены параметры материала без указания единиц измерения данных параметров, что является нарушением требований Закона о контрактной системе.
- не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, а именно установил в пункте 106 Технического задания аукционной документации по показателю "Макс. температура при эксплуатации" установил единицу измерения температуры не предусмотренную техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводам жалобы ООО "Стройинвест" следует:
1. С доводом жалобы не согласны. Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указание на нормативные документы, которые определяют требования к результату выполненных работ содержатся в проектно-сметной документации, которая также размещена на официальном сайте единой информационной системе (далее также - ЕИС).
2. С доводом жалобы не согласны, поскольку требований к сроку возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенный в качестве обеспечения исполнения контракта, Законом о контрактной системе не установлен, следовательно определяется заказчиком самостоятельно.
Считают, что установленные сроки не являются противоречивым требованием.
Просят признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводам жалобы ООО "СтройИндустрия" следует, что с доводами жалобы не согласны, поскольку строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Следовательно документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям.
Просят признать жалобу необоснованной.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводам жалобы ООО "АгроПремиум" следует:
1. С доводом жалобы не согласны поскольку в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено , что договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
2. С доводом не согласны, поскольку количество применяемых товаров приводится в Техническом задании аукционной документации согласно проектно-сметной документации, которая также размещена на официальном сайте ЕИС.
3. В части указания не установления в пунктах 163, 164, 165 раздела "наименование материалов" Технического задания аукционной документации параметров материала без указания единиц измерения данных параметров, а также установления в пункте 106 Технического задания аукционной документации по показателю "Макс. температура при эксплуатации" установил единицу измерения температуры не предусмотренную техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации согласны.
В части установления в пунктах 6-8, 10-12, 14-17, 20, 21, 23, 24, 27, 32, 34, 54, 55, 63, 83, 148, 165, 166, 169, 178 раздела "Наименование работ и затрат" Технического задания аукционной документации в графе "Количество" дат, данный довод жалобы не оспаривают, при этом пояснили, что в указанных пунктах заказчиком допущена техническая опечатка.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки - 15.11.2016 года;
2) 23.01.2017 г., 15.03.2017 г. заказчиком внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию.
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 15 851 891,40 рублей;
5) на участие в электронном аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
6) к участию в электронном аукционе допущены 2 участника закупки;
На момент рассмотрения дела срок проведения электронного аукциона не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной, довод в части не указания в проекте контракта конкретных регламентов, которым должны соответствовать выполняемые работы не подлежащим рассмотрению на основании следующего.
1. Довод заявителя в части не указания в проекте контракта конкретных регламентов, которым должны соответствовать выполняемые работы рассмотрен Комиссией антимонопольного органа в рамках дел N 06-105/17т, 06-106/17т, 06-107/17т, 06-111/17т от 14.02.2017 г. и признан необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимыми для договоров данного вида.
Необходимые условия для договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, определяются статьей 34 настоящего Федерального закона, устанавливающей условия, подлежащие включению в контракт.
Так, указывать обязательное требование о соответствии объекта закупки ГОСТам, или о дополнительном указании к данным ГОСТам их полного наименования положениями статьи 34 Закона о контрактной системе не установлено.
На основании изложенного, довод в части не указания в проекте контракта конкретных регламентов, которым должны соответствовать выполняемые работы не подлежащим рассмотрению
2. Довод в части установления в проекте контракта срока действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю) подлежит признанию необоснованным на основании следующего.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Также согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как следует из положений указанной нормы, требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта установлено для обеспечения исполнения контракта только в виде банковской гарантии.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также Гражданский кодекс РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе контрактом в контексте норм этого федерального закона именуется гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в определенных этим федеральным законом случаях.
Следовательно, при определении условий контракта его стороны основываются на положениях ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Одним из основополагающих в гражданском законодательстве является принцип свободы договора, исходя из которого, в силу части 1 статьи 1 ГК РФ участники гражданских правоотношений свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям Закона о контрактной системе не противоречат.
Довод жалобы ООО "Стройинвест" признан необоснованным.
3. Довод заявителя в части установления при описании объекта закупки неполных единиц измерения подлежит признанию обоснованным, в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия).
Согласно материалам дела, заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены требования к используемым материалам.
Следовательно, в данном случае, применимы положения подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Как следует из материалов дела, в Техническом задании аукционной документации установлено следующее:
487 |
Воздухосборная решетка ITA 50-25 Sistemar "или эквивалент" (Параметры эквивалентности: Размер (мм) не менее 500х250. |
шт |
4.28 |
Учитывая, что для определения количества штучных товаров применяется единица "штука" (шт.), значение которой подразумевает отдельный предмет из числа однородных, считаемых предметов, то есть целое число. Следовательно, установленное в указанных пунктах Технического задания аукционной документации требование по количеству такого товара, является невыполнимым, поскольку отсутствует конкретное указание количества товара в цельном числовом варианте.
Таким образом, заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки в Техническом задании установлены неполные единицы товара.
Жалоба ООО "Стройинвест" признана обоснованной частично.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "СтройИндустрия" необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что в пункты 66, 76, 93, 254, 424, 425, 166, 167, 275, 481 Технического задания аукционной документации не содержат показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, а также не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено ранее, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из смысла указанной нормы Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, Заказчик обязан установить показатели функциональных, технических и качественных характеристик таких товаров/материалов, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Согласно материалам дела в требованиях к используемым товарам/материалам, установленным в Техническом задании аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
66 |
Гвозди строительные |
т |
0.042158398 |
76 |
Болты анкерные |
т |
0.00612 |
93 |
Краска |
кг |
4.363 |
254 |
Вытяжки от газовых колонок |
компл. |
1 |
424 |
Втулки изолирующие |
шт. |
13 |
425 |
Состав органосиликатный |
кг |
0.2218 |
166 |
Дюбели распорные полиэтиленовые |
10 шт. |
1.71859 |
167 |
Доводчик |
компл. |
2 |
275 |
Воздуховоды металлические |
м2 |
98.2 |
481 |
Шкаф навесной в комплекте |
шт |
1 |
Между тем, как следует из материалов дела показатели функциональных, технических и качественных характеристик указанных товаров/материалов заказчиком не установлены.
Таким образом, заказчиком нарушены пункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СтройИндустрия" признана обоснованной.
Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает жалобу ООО "АгроПремиум" обоснованной частично на основании следующего.
1. Довод в части установления в проекте контракта срока исполнения обязательств превышающих срок действия контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе контракт является неотъемлемой частью этой документации.
Содержание контракта регламентируется статьей 34 Закона о контрактной системе.
При этом законодательство о контрактной системе не содержит норм, прямо регламентирующих срок действия контракта, вместе с тем, в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктами 1, 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 1.1 проекта контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить указанные работы в сроки, установленные в настоящем контракте, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненный результат работ в срок, установленный контрактом.
В пункте 4.2 проекта контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
Начало - первый рабочий день, следующий за днем подписания контракта.
Окончание - 15 августа 2017 года.
Согласно пункту 5.11 проекта контракта в течение 10 дней с момента получения от подрядчика извещения заказчик обязан принять результат работ и направить подрядчику подписанный акт приема-сдачи выполненных работ или мотивированный отказ от их приемки.
В соответствии с пунктом 3.2.2. проекта контракта оплата производится за фактически выполненные работы после представления подрядчиком счета на оплату на основании подписанных сторонами справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) и акта приема-сдачи выполненных работ.
Выполненные работы оплачиваются в соответствии с принятыми объемами по формам КС-2, КС-3 и по предъявлению счета (счет - фактуры) в течение 30 (тридцати) календарных дней (пункт 3.2.5. проекта контракта).
Пунктом 6.1 проекта контракта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 15 августа 2017 года.
Как установлено Комиссией антимонопольного органа, в проекте контракта указание о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору отсутствует.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе, а также гражданского законодательства не содержат ограничений в установлении заказчиком срока возврата денежных средств, вносимых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не связывает этот срок со сроком действия банковской гарантии, представляющей собой иной способ обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, действия заказчика, установившего в проекте контракта срок действия банковской гарантии отличного от срока возврата денежных средств подрядчику (поставщику, исполнителю), внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, требованиям Закона о контрактной системе не противоречат.
Таким образом, в силу того, что Законом о контрактной системе не установлены правила, регулирующие срок действия контракта, а также с учетом положений пунктов 1, 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ довод заявителя, о том, что в проекте контракта заказчик неправомерно установил срок действия контракта не в соответствии со сроком действия обязательств по данному контракту, является необоснованным.
2. Довод в части указания в пункте 16 Технического задания аукционной документации объема используемых товаров (мумия, сурик железный), без конкретизации такого объема для каждого из указанных товаров подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно материалам дела в Техническом задании аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
Nп/п |
Наименование материалов |
Единица измерения |
Количество единиц по проектным данным |
16 |
Краски масляные земляные марки МА-0115 мумия, сурик железный: должен соответствовать ГОСТ 8292-85, массовая доля летучих веществ, %, не более 7,0, массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 12,4, укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 65,0, степень перетира, не более мкм 45, время высыхания при температуре (202) °С до степени 3, не более 24 часов |
т |
0.0024015 |
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, ООО "АгроПремиум" не приведено надлежащих доказательства того, что участники закупки не в состоянии достоверно установить и указать в первой части заявки объемы использования обоих требуемых заказчиком товаров.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
3. Довод в части необъективного описания объекта закупки в отношении применяемых при выполнении работ товаров/материалов подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Как установлено ранее, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Вместе с тем, согласно материалам дела, заказчиком в пунктах 6-8, 10-12, 14-17, 20, 21, 23, 24, 27, 32, 34, 54, 55, 63, 83, 148, 165, 166, 169, 178 Технического задания аукционной документации в графе "Количество" указаны даты, что не предоставляет возможности участникам закупки достоверно установить количество требуемых материалов или объемы работ.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа при указании информации о количестве требуемых материалов или объемов работ допущена техническая опечатка.
Кроме того, согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией определено, что функциональные, технические и качественные характеристики товаров, используемых при выполнении работ, установлены заказчиком в Техническом задании аукционной документации, в том числе:
162 |
Стальные вентиляционные решетки с горизонтальными пластинами со скрытым винтовым креплением с регулятором воздуха 325х125 |
шт. |
3 |
163 |
Стальные вентиляционные решетки с горизонтальными пластинами со скрытым винтовым креплением с регулятором воздуха 325х175 |
шт. |
2 |
164 |
Стальные вентиляционные решетки горизонтальными пластинами со скрытым винтовым креплением с регулятором воздуха 325х225 |
шт. |
3 |
165 |
Стальные вентиляционные решетки с горизонтальными пластинами со скрытым винтовым креплением с регулятором воздуха 525х225 |
шт. |
3 |
Таким образом, в указанных позициях Технического задания аукционной документации заказчиком не указаны единицы измерения значений показателей товаров/материалов, используемых при выполнении работ.
Также в Техническом задании аукционной документации установлено, в том числе следующее требование:
106 |
Нащельник стальной оцинкованный с покрытием <Полиэстер> или эквивалент (Параметры эквивалентности: Технические характеристики покрытия Полиэстер Номинальная толщина покрытия (мкм) 25 мкм Блеск % (600) 36 Рисунок покрытия гладкий Max. температура при эксплуатации 1200 С |
п.м |
38.4 |
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N утверждено Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации (далее также - Положение).
Пунктом 1 Положения установлено, что Положение устанавливает допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания.
Пунктом 6 Положения установлено, что производные единицы СИ образуются через основные единицы СИ по математическим правилам и определяются как произведение основных единиц СИ в соответствующих степенях. Отдельные производные единицы СИ имеют специальные наименования и обозначения.
Производные единицы Международной системы единиц СИ приведены в приложении N 2.
Приложением N 2 к Положению по пункту 15 установлено следующее:
Наименование величины |
Единица величины |
||
наименование |
Обозначение |
||
международное |
русское |
||
22. Температура Цельсия |
градус Цельсия |
°C |
°C |
Из указанного следует, что в описании объекта закупки имеется указание на единицу измерения, которые не предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, описание объекта закупки носит необъективный характер.
Из письменного пояснения уполномоченного органа следует, что уполномоченный орган согласен с данным доводом жалобы.
Также из материалов дела следует, что документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) утверждена уполномоченным органом.
Уполномоченный орган признается нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "АгроПремиум" подлежит признанию обоснованной частично.
Вместе с тем, согласно материалам дела допущенные нарушения не повлияли на результаты осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005616000264) обоснованной, довод в части не указания в проекте контракта конкретных регламентов, которым должны соответствовать выполняемые работы не подлежащим рассмотрению.
2. Признать жалобу ООО "СтройИндустрия" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005616000264) обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "АгроПремиум" на действия уполномоченного органа Администрации МО "Ленский район" РС (Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству хозяйственно - пищевого блока (4-й этап) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Теремок" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300005616000264) частично обоснованной, в части необъективного описания объекта закупки.
4. Признать уполномоченный орган Администрации Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, часть 2 статьи 31, пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Поскольку по итогам закупки заключен контракт, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: К.А. Овчинникова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 6 апреля 2017 г. N 06-251/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2017