Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21 марта 2017 г. N ГЗ-116/17
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
27.02.2017 г.Заказчиком в ЕИС в сфере закупокопубликована закупкапо электронному аукциону N0101300001917000010начальная (максимальная) цена контракта 30 000 000,00 рублей.
Заявительв своей жалобе указывает на неверное описание объекта закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержатьнаименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2.1.2 Проекта муниципального контракта, Подрядчик обязан выполнить работы в объеме и сроки, без привлечения субподрядной организации, предусмотренные настоящим муниципальным контрактом, в соответствии со сметной документацией, оговоренной в настоящем муниципальном контракте, ГОСТами, СНиПами и СТ, предусмотренными для данных видов работ и используемых при них материально-технических ресурсов и сдать объект Муниципальному Заказчику.
Вместе с тем, Комиссией Башкортостанского УФАС России проанализировав документацию было установлено, что заказчиком не конкретизированы ГОСТ, СНиП, СТ в техническом задании, что не позволяет сформулировать свое предложение участникам закупки, следовательно, доводы жалобы заявителя находят свое подтверждение в указанной части жалоба обоснована.
Статьей 7 Закона о контрактной системе, установлены принципы открытости и прозрачности:
1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, заказчик обязан описать объект закупки в соответствии со своими потребностями, конкретизировав технические регламенты вдокументации, которые должны использоваться при выполнении работ по контракту.
Довод жалобы находит свое подтверждение и является обоснованным, в действиях Заказчика выявлены нарушения п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В другом доводе жалобы заявитель указывает, что Заказчиком нарушены антидемпинговые меры.
Согласно п. 8.6 Раздела N 3 "Проект муниципального контракта", в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведение аукциона в электронной форме, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в аукционе трех контрактов (при этом все договоры должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) либо четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должно быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе,если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта вразмере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Комиссия УФАС проанализировав представленныематериалы дела установила, что по результатам протокола подведения итогов от 20 марта 2017 г. единственным участником аукциона признано ООО "Танып" со снижением начальной (максимально) цены 0,5 %., следовательно, в данном случае антидемпинговые меры в рамках закупки не применяются. Данный довод жалобы является необоснованным, поскольку снижение в аукционе может быть менее 15 млн. рублей, следовательно, включение указанного пункта в документацию не нарушает положения Закона о контрактной системе.
В третьем доводе жалобы указано, чтоЗаказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполненияконтракта в зависимости от способа обеспечения контракта.
Согласно п. 8.1Раздела N 3 "Проект муниципального контракта", в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Исходя из вышеуказанного Комиссией установлено, что Законом о контрактной системе установлен лишь минимальный срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта и законом не регламентируется срок действия обеспечения контракта, внесенного денежными средствами. В связи с этим, заказчик самостоятельно определяет срок возврата внесения денежных средств. Таким образом, данный довод также является необоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией УФАС также установлено следующее
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.20 раздела N2 документации установлена инструкция по заполнению заявок.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению:
Участник закупки формирует заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с регламентом электронной площадки, определенной для проведения настоящего электронного аукциона, требованиями Федерального закона, а также требованиями настоящей документации об электронном аукционе.
Для участия в электронном аукционе лица, получившие аккредитацию на электронной площадке, определенной для проведения настоящего электронного аукциона подают заявку на участие в электронном аукционе в форме двух электронных документов (первая и вторая части заявок на участие в электронном аукционе).
В соответствии с частью 10 статьи 66 Федерального закона участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в электронном аукционе отношении каждого объекта закупки.
При описании объекта закупки участником закупки должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Сведения, которые содержатся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Описание предлагаемых товаров осуществляется в соответствии с единицами (системами) измерений и написанием наименований показателей, указанных в Разделе N1 "Техническое задание" настоящей документации об электронном аукционе.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
При описании объекта закупки участником закупки допускается право предложить товар, работы или услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Разделе N1 "Техническое задание" документации. При описании объекта закупки заказчиком не использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Обоснование необходимости использования нестандартных показателей (Приложение N 2к Разделу N 2).
В соответствии с ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
То есть Законом о контрактной системе предусмотрено представление улучшенных характеристик товара только в случае исполнения контракта при согласовании с заказчиком, вместе с тем, ч.3 ст.66 Закона о контрактной систем, которая регламентирует представление содержания первых частей заявок такого требования, о предоставлении улучшенных характеристик товара, не содержит.
Таким образом, в данной части инструкция по заполнению заявки указанная в п.20 Раздела 2 документации является ненадлежащей.
Следовательно, в данной части установленная выше фраза, указанная в инструкции является также ненадлежащей.
Таким образом, Комиссией УФАС России по РБ установлено, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а именно, инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей, в части выявленных и указанных выше нарушений.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалобы от ООО "Перспектива" на действия Заказчика, в лице Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101300001917000010 Ремонт дорожного покрытия поулица города, частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, комиссии заказчика, оператору ЭТП выдать предписание об устранении нарушенийФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21 марта 2017 г. N ГЗ-116/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017