Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 апреля 2017 г. N 05-05-06/67-17
Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 24.04.2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Саин А.В. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "___", действующий на основании доверенности от 02.03.2017 г. N 45,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя, подателя жалобы - ИП Варламовой Ирины Сергеевны,
рассмотрев жалобу (вх. N 1475 от 13.04.2017) ИП Варламовой Ирины Сергеевны на положения документации электронного аукциона N 0112200000817000344 на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры в. Дурген Тандынского кожууна Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 9 831 890 рублей и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы права индивидуального предпринимателя нарушены действиями заказчика и уполномоченного органа, а именно:
1. Опубликована недостоверная информация относительно даты и времени окончания сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817000344;
2. Документации электронного аукциона N 0112200000817000344 не содержит единых требований в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3. Пункт 6 части 2 "Описание объекта закупки" документации электронного аукциона N 0112200000817000344 содержит формулировку "не хуже", что является нарушением законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа с доводом жалобы не согласился, и пояснил, что уполномоченным органом требования к техническим характеристикам, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации электронного аукциона N 0112200000817000344, установлены в соответствии с ГОСТом.
Рассмотрев жалобу и выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры в. Дурген Тандынского кожууна Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на Официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 29.03.2017 (6:22) года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817000344 на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры в. Дурген Тандынского кожууна Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 9 831 890 рублей.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на Официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 29.03.2017 (16:46) года размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000817000344 на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры в. Дурген Тандынского кожууна Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта: 9 831 890 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры в. Дурген Тандынского кожууна Республики Тыва утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 27.03.2017 N 135.
1. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Таким образом, срок подачи заявок на участие в Аукционе устанавливается Заказчиком (уполномоченным органом).
Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000817000344 датой и временем окончания подачи заявок является 14.04.2017 г. 08:00.
Согласно пункту 25 Информационной карты аукционной документации, опубликованной на Официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, датой и временем окончания подачи заявок является 14.04.2017 в 08:00 (время местное - (UTC+07:00) Красноярск ).
В соответствии с информацией, размещенной на Официальном сайте оператора электронной торговой площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связам Республики Татарстан" http://etp.zakazrf.ru, датой и временем окончания подачи заявок является 14.04.2017 08:00:00 (+03:00) \Местное время 14.04.2017 12:00 (+07:00).
Таким образом, данное несоответствие вводит в заблуждение участников закупки, так как неясно в какой именно срок необходимо подать заявку на участие в электронном аукционе N 0112200000817000344.
Следовательно, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, в части установления в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000817000344, размещенном на сайте оператора электронной торговой площадки "АГЗ РТ", информации о времени окончания срока подачи заявок, не соответствующей сведениям, размещенным в ЕИС.
Указанные действия должностного лица уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе участники закупки декларирует свое соответствие требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 38 Информационной карты документации электронного аукциона установлены единые требования, предъявляемые к участникам закупки:"
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - согласно п. 39 информационной карты;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма - не установлено;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией.
Однако, документация электронного аукциона не содержит требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части не установления в документации электронного аукциона N 0112200000817000344 единых требований в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия должностного лица уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Согласно пункту N 21 Информационной карты документации электронного аукциона установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в закупке, согласно которой участникам при заполнении первой части заявки на участие в закупке необходимо руководствоваться следующим правилом: Если в документации о закупке значение показателя технического или функционального параметра является минимальным (не менее, не ниже, от и т.п.), максимальным (не более, не выше, до и т.п.) либо находится в установленных минимальным и максимальным значениями пределах, в предоставляемых сведениях участник закупки указывает конкретное (точное) значение соответствующего показателя технического или функционального параметра предлагаемого (используемого) товара, используемого при выполнении работ.
Пунктом 6 технического задания установлено следующее требование: "Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 150 мм, не хуже II сорта. Влажность не менее 20%, Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм. Должны соответствовать ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80".
ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" устанавливает, что по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.
ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород, размеры" устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России проанализировав, заявленные в пункте 6 технического задания, характеристики в ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, приходит к выводу, что бруски обрезные хвойных пород не характеризуются как худшие и лучшие, имеется лишь разделение по сортам с соответствующими нормами ограничения пороков.
Пунктом 7 технического задания установлено следующее требование: "Огнезащитная краска "Эврика" или эквивалент. Группа огнезащитной эффективности должна быть I. Класс пожарной опасности защищаемых материалов: КМ1 или КМ2. Температурный диапазон эксплуатации не уже -50/+60 С. Срок эксплуатации не менее 15 лет".
Пунктом 20 технического задания установлено следующее требование: "Доски подоконные_ Характеристики: Основа: поливинилхлорид Температурный диапазон эксплуатации: не уже от -30 до +60 оС _".
Пунктом 21 технического задания установлено следующее требование: "Пена монтажная. Основные свойства: температурный диапазон эксплуатации: не должен быть уже от -40 оС до +80 оС, температура применения в диапазоне: не уже от -5 оС до +30 оС".
Пунктом 22 технического задания установлено следующее требование: "Герметик силиконовый_ температурный диапазон нанесения: не уже от +5 до + 40 оС. Температурный диапазон эксплуатации: не уже от -40 до +40 оС".
Пунктом 28 технического задания установлено следующее требование: "Шпатлевка. Должна быть водостойкой, морозостойкой, на цементной основе. Максимальная фракция, мм: 1,0. Толщина слоя в диапазоне: не уже от 2 до 6 мм".
Следовательно, употребляя выражения "не хуже" применительно к сортам брусков обрезных хвойных пород и "не уже" к температурным диапазонам и толщине слоя, заказчик (уполномоченный орган) вводит в описание объекта закупки субъективный показатель, в связи с чем, не представляется возможным достоверно истолковать потребность заказчика в свойствах используемого при выполнении работ товара. Инструкция по заполнению заявки при этом также не содержит указания на то, как следует заполнять заявку участника при использовании словосочетаний "не хуже" и "не уже", "не должен быть уже".
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части использования при описании объекта закупки аукциона в электронной форме N 0112200000817000344 терминологии, касающейся технических характеристик, функциональных характеристик товаров, используемых при выполнении работ не соответствующей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании.
Указанные действия должностного лица уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
В соответствии с частью 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме N 0112200000817000344 (далее - техническое задание) установлены требования к материалам и изделиям, применяемым при выполнении работ, а именно в пункте 3 установлено следующее: "Доски обрезные хвойных пород (тип 3). Номинальная ширина: 125;150 мм. Номинальная толщина: 50. Сорт: первый. Должны соответствовать ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80".
Комиссия Тывинского УФАС России установила, что действительно единица измерения толщины доски обрезной (пункт 3 технического задания) не установлена.
Проанализировав техническое задание, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что единица измерения также отсутствует по позиции 1 технического задания: "Доски обрезные хвойных пород (тип 1). Номинальная ширина: 150;175 мм. Номинальная толщина: 50;75. Сорт: второй; третий. Должны соответствовать ГОСТ 24454-80. Доски для полов. Высота гребня должна быть 7 мм. Толщина, мм: не менее 36".
Таким образом, в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки, носящего не объективный характер.
Указанные действия должностного лица уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Варламовой Ирины Сергеевны обоснованной.
2. Установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушения:
2.1. пункта 6 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в извещении о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000817000344, размещенном на сайте оператора электронной торговой площадки "АГЗ РТ", информации о времени окончания срока подачи заявок, не соответствующей сведениям, размещенным в ЕИС;
2.2. части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в документации электронного аукциона N 0112200000817000344 единых требований в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
2.3 пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части использования при описании объекта закупки аукциона в электронной форме N 0112200000817000344 терминологии, касающейся технических характеристик, функциональных характеристик товаров, используемых при выполнении работ не соответствующей законодательству Российской Федерации о техническом регулировании;
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение: пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего не объективный характер;
4. В связи с выдачей предписания по делу N 05-05-06/61-17 предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по настоящей жалобе не выдавать.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
С.С. Оюн
А.В. Саин
М.Ю. Сарыг-оол . |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 апреля 2017 г. N 05-05-06/67-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017