Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 апреля 2017 г. N 78-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "28" апреля 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "03" мая 2017 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителя Заказчика,уполномоченного органа - Администрации города Обнинска /___./ (доверенность, паспорт), представителя заявителя жалобы ОАО "Альфастрахование" /___./ (доверенность, паспорт), в присутствии после объявленного перерыва: представителя Заказчика,уполномоченного органа - Администрации города Обнинска /___./ (доверенность, паспорт), представителя заявителя жалобы ОАО "Альфастрахование" /___./ (доверенность, паспорт), представителя победителя конкурса САО "ВСК" /___./ (доверенность, паспорт), рассмотрев жалобу N78-03з/2017 ОАО "Альфастрахование" по существу, установила: |
21.04.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ОАО "Альфастрахование" на действия комиссии уполномоченного органа - Администрации города Обнинска при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137300037717000089), предметом которого являетсяоказание услуг по страхованию ОСАГО.
ОАО "Альфастрахование" полагает, что комиссияуполномоченного органа - Администрации города Обнинскав нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) приняла незаконное решение о соответствии конкурсной заявкиСАО "ВСК"требованиям, установленным конкурсной документацией.
Уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы ОАО "Альфастрахование", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия конкурсной комиссии основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 23.03.2017г.на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137300037717000089о проведении открытого конкурса, предметом которого являетсяоказание услуг по страхованию ОСАГО (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 81 228,87 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступалаАдминистрация города Обнинска.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24 января 2017г.на участие в Конкурсе поступило 3 заявки, со следующим распределением количества баллов
|
Предлагаемая цена (стоимость) |
Результаты рассмотрения заявок |
Оценка заявки в баллах |
Порядковый номер |
Открытое акционерное общество "АльфаСтрахование" |
81228.87 |
Соответствует требованиям |
85.78 |
2 |
Страховое открытое акционерное общество "ВСК" |
61972.73 |
Соответствует требованиям |
100 |
1 |
Открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" |
81228.87 |
Соответствует требованиям |
85.78 |
3 |
Победителем признан участник с номером заявки N2, получившей первый номер:
Страховое открытое акционерное общество "ВСК"
- предложение о цене контракта: 61972.73 Российский рубль (шестьдесят одна тысяча девятьсот семьдесят два рубля семьдесят три копейки).
Второй номер присвоен участнику с номером заявки N1: Открытое акционерное общество "АльфаСтрахование"
- предложение о цене контракта: 81228.87 Российский рубль (восемьдесят одна тысяча двести двадцать восемь рублей восемьдесят семь копеек).
2. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе:
- предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
- критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
3. Согласно доводам жалобыОАО "Альфастрахование", комиссия уполномоченного органа - Администрация города Обнинсканеправомерно признала заявкуСАО "ВСК" соответствующей требованиям документации. Заявитель жалобы указывает, что САО "ВСК", участвуя в данной процедуре, неверно рассчитало цену контракта, а именно, указало цену контракта в размере 61972.73 рублей, тогда как в части 4 Конкурсной документации Заказчиком установлено требование о том, что "величина страховой премии должна быть выполнена с применением коэффициента страховых тарифов, использованных при расчете начальной (максимальной) центы контракта", что означает, что цена контракта, предложенная участником должна быть равна начальной максимальной цене контракта.На основании вышеизложенного,комиссия уполномоченного органа должна была, установив данный факт, отклонить заявкуСАО "ВСК" как несоответствующую требованиям документации.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых услуг для обеспечения государственных нужд подлежат государственному регулированию. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта определяется по регулируемым ценам (тарифам) на услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В части 5 конкурсной документации "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 81 228,87 рубля, путем использования тарифного метода.
В части 4 конкурсной документации Заказчиком приведено Описание объекта закупки (техническое задание), где, помимо технических характеристик транспортных средств указано следующее:
"величина страховой премии должна быть выполнена с применением коэффициента страховых тарифов, использованных при расчете начальной (максимальной) центы контракта"
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно пункту 20 Информационной карты конкурсной документации конкурсная заявка, которую представляет Участник размещения заказа, должна включать в себя заявку (по форме Часть 2.2. Документации).
Кроме того, в пункте 20 Информационной карты конкурсной документации установлены требования к содержанию заявки и документам, входящим в состав заявки на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе и согласно форме заявки на участие в открытом конкурсечасти2.2 конкурсной документации в пункте 2.1 Заявки на участие в открытом конкурсе участник закупки указывает свое ценовое предложение в виде конкретной суммы (цены контракта).
В заявке на участие в открытом конкурсе, поданной САО "ВСК" в пункте 2.1 содержится "предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки" (ценовое предложение).
Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе САО "ВСК" признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации с учетом положений Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что в документации отсутствует требование представлять в составе заявки расчет по каждому автомобилю с указанием коэффициентов, которые применялись участниками при расчете цены контракта, у конкурсной комиссии уполномоченного органа отсутствовали основания проверять использованные участниками коэффициенты.
Согласно п. 26 Информационной карты к Конкурсной документации в целях выявления лучших условий исполнения контракта, единая комиссия осуществляет рассмотрение и оценку заявок на участие в конкурсе в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией, в соответствии с "Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085.
В силу статьи 15 (Порядок осуществления обязательного страхования) п.п. 10.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
При этом, Заказчик указал все необходимые и достаточные сведения, а именно, VIN и срок окончания договоров ОСАГО для осуществления проверки транспортных средств в АИС РСА.
При этом, указанное в документации положение о том, что "величина страховой премии должна быть выполнена с применением коэффициента страховых тарифов, использованных при расчете начальной (максимальной) центы контракта"в документации не означает, что для участников установлен запрет на применение коэффициента Кбм, актуального для транспортных средств Заказчика и находящихся в свободном доступе в системе АИС РСА.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, данное требование означает, что при расчете цены контракта участником должны использоваться те коэффициенты, которые были использованы при расчете НМЦК (без уменьшения или увеличения их количества), при этом, Заказчиком не установлен запрет на изменение размера самих коэффициентов, определенных участниками в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также Указанием Банка России от 19.09.2014 N3384-У.
Согласно письменным пояснениям САО "ВСК", участник воспользовался своим правом и сделал запрос в РСА через автоматизированную информационную систему (АИС) с целью получения сведений о транспортных средствах, в отношении которых страховалась гражданская ответственность.Согласно полученных из РСА сведений в отношении части транспортных средств КБМ оказался ниже, чем в обосновании начальной максимальной цены контракта, в связи с чем, рассчитанная участником цена контракта была получена значительно ниже НМЦК, что и позволило победителю конкурса набрать наибольшее количество баллов по критерию "Цена контракта".
На основании вышеизложенного, в связи с тем, что заявкаСАО "ВСК" соответствовала требованиям документации, у комиссии уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отклонения данной заявки, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях комиссии уполномоченного органа - Администрации города Обнинска нарушений Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
4. В ходе проведения внеплановой проверки, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
На рассмотрении жалобы ОАО "Альфастрахование" также указал на неверный расчет стоимости цены контракта со стороны САО "ВСК", полученный за счет занижения данных по величине коэффициента Кбм, полученных из АИС РСА, что и позволило Обществу стать победителем рассматриваемого конкурса.
Как следует из части 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Согласно п. 10 "Правил профессиональной деятельности по применению коэффициента страховых тарифов (Кбм)" (УТВ. постановлением Президиума РСА от 25 апреля 2013, пр. N 10 от 28 августа 2014 года, пр. N 7) страховщик определяет значение КБМ на основании информации, содержащейся в АИС РСА, не более чем за 60 дней до даты, на которую осуществляется расчет (дата начала действия договора ОСАГО, в целях заключения которого осуществляется расчет).
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости проведения проверки вышеуказанных действий САО "ВСК" при расчете цены контракта в заявке на участие воткрытом конкурсе (номер извещения на официальном сайте 0137300037717000089) на соответствие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов жалобы N78-03з/2017ОАО "Альфастрахование"уполномоченному должностному лицу для рассмотрения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ОАО "Альфастрахование" признать небоснованной.
2. Передать материалы жалобы N78-03з/2017 ОАО "Альфастрахование"уполномоченному должностному лицу для рассмотрения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 апреля 2017 г. N 78-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017