Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 апреля 2017 г. N 04-02/4207
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крафт" (далее - ООО "Крафт") (вх. от 19.04.2017 N 2147) на действия заказчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 14" г. Усинска (далее - МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по текущему ремонту ХВС, ГВС, канализации, отопления в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 14" г. Усинска", извещение N 0107300022017000045 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Крафт", МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска, администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - администрация МОГО "Усинск"), закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска, администрацией МОГО "Усинска" заявлены ходатайства от 25.04.2017 N 163 (вх. N 1460э. от 25.04.2017), от 25.04.2017 N 2077 (вх. N 1464э. от 26.04.2017) о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей ООО "Крафт", МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска, администрации МОГО "Усинск", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "Крафт" обжалуются действие (бездействие) заказчика - МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска в части установления в документации об электронном аукционе противоречивого требования к гарантийному сроку на выполненные работы и сроку гарантии на поставляемый материал, а также неустановления в извещении об электронном аукционе преимущества к участникам закупки являющимися субъектами малого предпринимательства.
МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска отзыве от 25.04.2017 N 162 (вх. N 1450 от 25.04.2017) представлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска, уполномоченным органом - администрация МОГО "Усинск".
Объект закупки - "Выполнение работ по текущему ремонту ХВС, ГВС, канализации, отопления в здании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 14" г. Усинска".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 605 076,80 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 14" г. Усинска, в рамках реализации муниципальной программы "Развитие образования в 2015-2017 гг. и на период до 2020 г.", подпрограммы 1. "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в 2015-2017 гг. и на период до 2020 г.", основного мероприятия 1.8. "Создание условий для модернизации инфраструктуры образовательных организаций", мероприятия 1.8.1 "Проведение текущего ремонта в образовательных организациях и обустройство прилегающих территорий".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300022017000045, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 06.04.2017.
4. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Подпунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Согласно пункту 32 Раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе установлено требование к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара "Гарантийный срок на все выполненные работы составляет 5 лет, со дня подписания акта приемки выполненных работ на Объекте и распространяется на весь объем выполненных работ".
Аналогичное требование установлено в пункте 4.3 раздела V "Проект контракта" документации об электронном аукционе "Гарантийный срок на все выполненные работы составляет 5 лет, со дня подписания акта приемки выполненных работ на Объекте и распространяется на весь объем выполненных работ.
Если в период гарантийного срока обнаружатся дефекты, допущенные по вине Подрядчика, то Подрядчик обязан их устранить за свой счет в согласованные с Заказчиком сроки. Гарантийный срок в этом случае продлевается соответственно на период устранения дефектов".
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки.
Так, в пункте 13 Технического задания заказчиком установлено "Срок, в течение которого Подрядчик принимает претензии на обнаруженные дефекты материалов и выполненных работ, после подписания акта выполненных работ, в объеме технического задания, должен быть не менее срока годности материалов. Срок устранения дефектов материалов, работ с момента получения извещения об их обнаружении, согласовывается сторонами и должен соответствовать требованиям нормативных документов. Подрядчик обязан безвозмездно устранить строительные дефекты, выявленные в течение гарантийного срока".
По мнению заявителя, заказчик, устанавливая в Техническом задании требования к материалам и товарам, в частности требования к сроку гарантии на кран шаровый - 7 лет, фактически увеличивает тем самым общий срок гарантии на 2 года.
Комиссия Коми УФАС России считает данный довод заявителя несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта "Подрядчик гарантирует, что качество работ и качество материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставляемых им для выполнения работ, будет соответствовать требованиям действующего законодательства, условиям настоящего Контракта, а так же ГОСТам, СНиП, техническим регламентам и сопроводительной технической документации.
Подрядчик предоставляет Заказчику сертификаты, паспорта или акты результатов испытаний поставляемых материалов, изделий, конструкций и оборудования на Объекте, в соответствии с нормами, действующими в Российской Федерации. В случае, если качество поставленных материалов, изделий, конструкций и оборудования окажется не соответствующим вышеуказанным требованиям, то использование таких материалов, изделий, конструкций и оборудования запрещается, а Подрядчик обязан заменить их на другие за свой счет".
Согласно письменным пояснениям МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска от 25.04.2017 N 162 (вх. N 1450 от 25.04.2017) следует, что устанавливая в Техническом задании гарантийный срок на кран шаровый - 7 лет, заказчик тем самым хотел подчеркнуть, что на данную продукцию в паспортах и сертификатах должен был быть указан срок гарантийной эксплуатации 7 лет, чтобы в дальнейшем, по истечении гарантийного срока на ремонтные работы, имелась возможность выставления претензии к заводу-изготовителю данной продукции.
По мнению заказчика, подробные требования к материалам устанавливаются для обеспечения применения качественных материалов, детальные характеристики которых должны присутствовать в паспортах и сертификатах на закупаемые материалы при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Коми УФАС России считает, что установление требования к гарантийному сроку подобным образом не противоречит Закону о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу частей 3, 4 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
ООО "Крафт" в жалобе указало на то, что в извещении о проведении электронного аукциона N 0107300022017000045 заказчиком не установлены преимущества к участникам закупки, являющимся субъектами малого предпринимательства в соответствии со статьями 28-30 Федерального закона.
Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на то, что установление ограничений, преимуществ в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, является правом, а не обязанностью заказчика.
Согласно письменным пояснениям МБОУ "Детский сад N 14" г. Усинска следует, что заказчиком принято решение о проведении закупки на общих основаниях, без установления преимуществ для участников закупки, являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, поскольку с начала 2017 года заказчиком уже заключены договоры (по результатам электронных аукционов) с указанными субъектами в объёме более 15% совокупного годового объема закупок.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Крафт" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 26 апреля 2017 г. N 04-02/4207
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017