Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2017 г. N 44-1646/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ОАО "Гипрогор" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 9774-ЭП/17 от 21.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по разработке проекта планировки территории для размещения линейного объекта "Широтная магистраль скоростного движении с мостом через р. Неву в створе ул. Фаянсовая - ул. Зольная. Этап 2. Участок от транспортного узла на пересечении с Витебским пр. до пересечения с Союзным пр. (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 06.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200005817000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 442 300,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части признания Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.03.2017 NПРО1 Заявитель признан победителем конкурса с ценовым предложением 19 900 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К протоколу прилагается информация, предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе. Один экземпляр протокола хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.03.2017 NПРО1 в соответствии с ч. 12 ст. 53 Закона о контрактной системе опубликован Заказчиком в единой информационной системе 03.04.2017.
В соответствии с ч. 3 ст. 54 Закона о контрактной системе в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям Заявителя в адрес Заказчика Заявителем был направлен проект банковской гарантии, который Заказчик не согласовал, что повлекло предоставление Заявителем оспариваемой банковской гарантии.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Таким образом, законодательство о контрактной системе не содержит нормы, регламентирующие обязательный для Заказчика порядок согласования проекта банковской гарантии.
Заявителем в адрес Заказчика направлена банковская гарантия от 10.04.2017 N 0068554 (далее - Банковская гарантия) в качестве обеспечения исполнения контракта, которая поступила в адрес Заказчика 12.04.2017.
Согласно п. 9 Банковской гарантии установлено следующее: "Обязательства Гаранта перед Бенефициаром по настоящей банковской гарантии прекращаются в случае:
- уплаты Бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
- окончанием гарантийного срока, на который она выдана;
- вследствие отказа Бенефициара от своих прав по гарантии и возвращения ее гаранту;
- прекращения действия Государственного контракта в силу его досрочного расторжения или иного прекращения обязательств сторон Государственного контракта по иным обстоятельствам;
- вследствие отказа Бенефициара от своих прав по гарантии путем письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств."
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2, 3 настоящей ст. 45 Закона о контрактной системе ;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 Закон о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Согласно п. 1 Банковской гарантии установлены обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, составляет 11 532 690,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 368 Гражданского кодекса Российской Федерации по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
В соответствии с п. 1 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по независимой гарантии прекращается:
1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия;
2) окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;
3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии;
4) по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации независимой гарантией или соглашением гаранта с бенефициаром может быть предусмотрено, что для прекращения обязательства гаранта перед бенефициаром необходимо возвратить гаранту выданную им гарантию.
Прекращение обязательства гаранта по основаниям, указанным в пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации, не зависит от того, возвращена ли ему независимая гарантия.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что перечень условий прекращения обязательств гаранта перед бенефициаром, установленный в п.п. 1, 2 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации является закрытым.
Следовательно, указание в Банковской гарантии иных оснований для прекращения обязательств гаранта перед бенефициаром, противоречат п. 1 ст. 378 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Законом о контрактной системе установлено, что действие банковской гарантии должно обеспечивать весь срок исполнения обязательств по контракту.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что целью банковской гарантии является непрерывное обеспечение прав Заказчика на получение денежных сумм, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации в случае неисполнения подрядчиком обязательств по контракту. Прекращение действия банковской гарантии влечет негативные правовые последствия для Заказчика в части невозможности требования уплаты денежных сумм, обеспеченных банковской гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заявителем своих обязательств по контракту при досрочном расторжении контракта. При наличии в Банковской гарантии условия о ее прекращении в случае досрочного расторжения (в том числе по инициативе принципала), представленное Заявителем обеспечение не будет покрывать обязательства гаранта по возмещению убытков, возникших в связи с неисполнением контракта.
Исходя из изложенного, представленная Заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия не обеспечивает исполнение обязательств принципалом в случае досрочного расторжения государственного контракта, что не соответствует п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заявителем предоставлена Банковская гарантия, несоответствующая требованиям законодательства о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 45, 53, 54, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО "Гипрогор" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2017 г. N 44-1646/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017