Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2017 г. N 44-1648/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Заказчик):
ООО "Редберг" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 9789/17 от 21.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения центра образования N167 Красносельского района Санкт-Петербурга для размещения дошкольного отделения по адресу: ул. Лётчика Пилютова, д.13, корп.2, литера А для нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 28.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002517000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 279 725 302,21 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны.
Заявитель в жалобе указал на опубликование документации о закупке на официальном сайте единой информационной системы не в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Предметом закупки является капитальный ремонт зданий и помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
Таким образом, согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства осуществляется, в том числе, на основании проектной документации.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликована проектная документация. На заседание Комиссии УФАС в подтверждение доводов Заказчика и Уполномоченного органа предоставлена проектная документация, которая соответствует проектной документации, опубликованной на официальном сайте единой информационной системы.
В соответствии с п. 1 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, (далее - Положение) настоящее положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
В соответствии с п. 9 Положения проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены п.п. 10 - 32 Положения.
В соответствии с п. 28 Положения раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.
В соответствии с п. 30 Положения сметная документация, предусмотренная в п. 28 Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат. Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета. Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации. Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.
Согласно оглавлению проектной документации "Состав проекта" Раздел 11 "Сметы на строительство объектов капитального строительства" проектной документации включает в себя, в том числе следующие подразделы:
- сводный сметный расчет (N тома 11.1, шифр 74/ОК-14 - СМ1);
- объекты и локальные сметы (здание) (N тома 11.2, шифр 74/ОК-14 - СМ2);
- объектные и локальные сметы (инженерное обеспечение и благоустройство) (N тома 11.3, шифр 74/ОК-14 - СМ3).
Согласно представленной Заказчиком на заседание Комиссии УФАС проектной документации установлено, что проектная документация содержит следующие тома и шифры в отношении раздела 11:
- шифр 74/ОК-14 - СМ1.1, том 11.1.2;
- шифр 74/ОК-14 - СМ1.1, том 11.1.1.
Таким образом, анализ проектной документации показал, что оглавление проектной документации "Состав проекта" содержит указание на тома раздела 11 и шифры, которые отсутствуют в составе проектной документации, опубликованной на официальном сайте единой информационной системы. Например, "Состав проекта" содержит указание на N тома 11.3 (шифр 74/ОК-14 - СМ3), который не представлен Заказчиком на заседание Комиссии УФАС и не содержится в составе опубликованной проектной документации.
В соответствии с п. 32 Положения Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами" должен содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе:
а) декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов, разрабатываемую на стадии проектирования;
б) декларацию безопасности гидротехнических сооружений, разрабатываемую на стадии проектирования;
б.1) перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности;
в) иную документацию, установленную законодательными актами Российской Федерации.
Согласно доводам Уполномоченного органа в соответствии с ч. 14 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму, следовательно, предмет закупки не предусматривает наличие в составе проектной документации раздела 12 в соответствии с Положением.
Вместе с тем, согласно оглавлению проектной документации "Состав проекта" установлено следующее: "Раздел 12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами:
- N тома 12.1, шифр 74/ОК-14 - ИТМ ГОЧС, наименование "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и в чрезвычайных ситуациях".
Таким образом, согласно оглавлению проектной документации "Состав проекта" указано наличие в разделе 12 инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне и в чрезвычайных ситуациях, при этом проектная документация, опубликованная Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы не содержит том N 12.1, шифр 74/ОК-14 - ИТМ ГОЧС.
В соответствии с п.п. 29, 30 Положения пояснительная записка к сметной документации, предусмотренная п. 28 настоящего Положения, должна содержать, в том числе перечень сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (в том числе укрупненных нормативов цены строительства), принятых для составления сметной документации на строительство, а также обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах (при наличии таких проектов) при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство; обоснование особенностей определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства; другие сведения о порядке определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, характерные для него. Сметная документация, предусмотренная в п. 28 Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Таким образом, отсутствие в составе документации о закупке, опубликованной Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы, разделов проектной документации 11 и 12 в полном объеме в соответствии с оглавлением проектной документации не позволяет участникам закупки определить ценовое предложение в связи с отсутствием перечня работ и сметной стоимости работ, которые не опубликованы.
В действиях Заказчика выявлены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на неопубликование Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы рабочей документации, что не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Довод Уполномоченного органа о том, что норма п. 4 Положения не распространяет свое действие на реконструкцию признан Комиссией УФАС несостоятельным на основании пп. б) п. 1 Положения, в соответствии с которым понятие "строительство" в Положении включает в себя реконструкцию объекта капитального строительства.
В соответствии с п.п. 1, 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 468, (далее - Положение о контроле) настоящее положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3 Положения о контроле строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Таким образом, реконструкция объекта капитального строительства и строительный контроль проводятся на основании проектной документации и рабочей документации, разработанной на основании проектной документации.
Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, указываться в задании на проектирование и соответствовать проектной документации.
На основании изложенного следует сделать вывод, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путём подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем, определение термина "рабочая документация" Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Данная позиция подтверждается письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N3991-БМ/11/ГС от 13.05.2013 "О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования".
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, при отсутствии у подрядчика свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ по подготовке проектной документации, подрядчик не вправе разрабатывать на основе проектной документации, опубликованной в единой информационной системе, рабочую документацию.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в документации о закупке требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ по подготовке проектной документации не установлено.
Следовательно, победителем закупки может быть признан участник закупки, который при исполнении обязательств по контракту не вправе разрабатывать рабочую документацию на основании проектной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе от 04.04.2017 NРД1 (далее - Разъяснения).
Согласно Разъяснениям предметом запроса является, в том числе следующий вопрос: "В конкурсной документации (КД) приложена только проектно-сметная документация стадии "П". Рабочая документация в КД отсутствует, в проекте контракта ее разработка не фигурирует. Просим дать разъяснения, разработана ли она в настоящее время, либо в какой срок она будет у Заказчика для передачи Подрядчику. Из опыта работ, уточнение проектных решений в рабочей документации может вызвать значительные изменения в конструктиве и стоимостных показателях, и резерва на непредвиденные работы согласно расчету НМЦК может не хватить. Каким образом будет решаться вопрос?".
Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке в отношении вышеуказанного запроса: "1. Проектная документация стадии РД по объекту согласована с Заказчиком и в инженерных ведомствах и будет предоставлена Подрядчику в полном объеме после заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона. В соответствии с п.3.2. проекта контракта (часть IV документации об электронном аукционе) цена контракта является твердой, устанавливается на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.".
Согласно Разъяснениям рабочая документация находится в распоряжении Заказчика, при этом рабочая документация не опубликована на официальном сайте единой информационной системы.
В соответствии с п.п. 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации" в состав рабочей документации, передаваемой заказчику, включают:
- рабочие чертежи, объединенные в основные комплекты рабочих чертежей по маркам. Марки основных комплектов рабочих чертежей приведены в таблице Б.1 (приложение Б);
- прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
В состав основных комплектов рабочих чертежей включают общие данные по рабочим чертежам, чертежи и схемы, предусмотренные соответствующими стандартами СПДС.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при наличии у Заказчика рабочей документации, которая разработана на основании проектной документации, данная рабочая документация является частью документации о закупке и содержит информацию в отношении объекта закупки, дополняющую сведения проектной документации.
На основании изложенного, неопубликование рабочей документации на официальном сайте единой информационной системы влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 31, 33, 59, 65 69, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Редберг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2017 г. N 44-1648/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017