Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2017 г. N 44-1617/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Филиала N 6 ФГКУ "442 Военный клинический госпиталь" (далее - Заказчик),;
ООО "УК "Белый Трест" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 9760-ЭП/17 от 20.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на услуги по утилизации прочих опасных отходов (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0872100003717000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 450 000,00 рублей.
ООО "УК "Белый Трест" указывает в жалобе на объединение Заказчиком в одной закупке видов деятельности, подлежащих лицензированию и неподлежащих лицензированию, что, по мнению Заявителя, нарушает положения Закона о контрактной системе, а также на установление требований к участникам закупки, ограничивающим количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2.1. СанПин 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Вместе с тем, согласно ст. 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Соответственно, вышеуказанные критерии установлены в рамках Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2016 N 536 "Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", п. 2 Общих положений которого говорит следующее:
"Действие настоящих критериев не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы".
Таким образом, установленные Законом N 89-ФЗ пять классов опасности в своей классификации неприменимы к медицинским отходам и не равнозначны классификации в рамках СанПин 2.1.7.2790-10.
Следовательно, положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в части необходимости наличия соответствующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не распространяются на деятельность по обороту медицинских отходов в связи с чем, данная деятельность не подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г") в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заказчиком в п.17.1.2 Части II "Информационная карта аукциона" установлены следующие требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе:
"копия собственной лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, виды работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с часть. 2, статьи 12 ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности" (Сбор отходов I-IV классов опасности, транспортировании отходов I-IV классов опасности). Виды отходов, с которыми разрешается осуществлять деятельность в соответствии с конкретными видами обращения с отходами I-IV классов опасности (Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО 47110101521); отходы термометров ртутных (код ФККО 47192000521);отходы демеркуризации боя ртутьсодержащих изделий мыльно-содовым раствором (код ФККО 93210111391)".
Согласно Приложению N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к количественным характеристикам услуг:
Адрес вывоза |
Вид услуги |
Кол-во и единица измерения |
г. Санкт-Петербург, пос. Стрельна, Театральная аллея, 15. |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Б" |
36 услуг* |
г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Константиновская, 25 |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Б" |
36 услуг* |
г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Константиновская, 25
г. Санкт-Петербург, пос. Стрельна, Театральная аллея, 15. |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (демеркуризация) медицинских отходов класса "Г" (ртутные люминесцентные лампы) |
40 шт. |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (демеркуризация) медицинских отходов класса "Г" (ртутные термометры) |
20 шт. |
|
Сбор, транспортировка, обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Г" (просроченные лекарственные средства) |
1 кг. |
* Услуга включает в себя:
- - организацию сбора, транспортировки медицинских отходов класса "Б" (смесь медицинских отходов) - Еженедельно, вывоз не более 30 кг.
- - организацию передачи на обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Б" (смесь медицинских отходов).
Таким образом, медицинские отходы класса "Г", подлежащие в рамках исполнения обязательств по контракту сбору, транспортировке, обезвреживанию, составляют незначительную часть от общего объема подлежащих сбору, транспортировке, обезвреживанию медицинских отходов о чем также свидетельствует представленный в Приложении N3 к Техническому заданию расчет начальной ( максимальной) цены контракта:
|
Ед. измерения |
Объем |
Цена за ед., без НДС |
Средняя стоимость, без НДС |
|||
Поставщик N 1 |
Поставщик N 2 |
Поставщик N 3 |
Средняя цена за единицу без НДС, руб. |
||||
Сбор, транспортировка, обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Б" |
услуга |
72 |
6125,0 |
6125,0 |
6200,0 |
6 150,00 |
442 800,00 |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (демеркуризация) медицинских отходов класса "Г" (ртутные термометры) |
шт. |
20 |
200,0 |
85,0 |
60,0 |
115,00 |
2 300,00 |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (демеркуризация) медицинских отходов класса "Г" (ртутные бактерицидные лампы) |
шт. |
40 |
200,0 |
85,0 |
60,0 |
115,00 |
4 600,00 |
Сбор, транспортировка, обезвреживание (термическое уничтожение) медицинских отходов класса "Г" (просроченные лекарственные средства) |
кг. |
1 |
350,0 |
325,0 |
225,0 |
300,00 |
300,00 |
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
450 000,00 |
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии собственной лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не позволяет принять участие в закупки хозяйствующим субъектам, осуществляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов класса "Б", которые составляют основную часть предмета закупки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, ч.6 ст.31 (ч.6 ст.66) Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.22 Части II "Информационная карта аукциона" установлено следующее:
Предъявляемые участникам требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ |
Документы, подтверждающие правомочность участника заключать контракт, на основании п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ Если Контракт заключаются с юридическим лицом: - Устав (копия); - Копию Выписки из ЕГРЮЛ, выданную не ранее чем за 6 месяцев до дачи подачи заявки; - Копию Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, - Документ, подтверждающий полномочия лица заключать контракт от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности) - В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо -доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности, с приложением документа, подтверждающего полномочия такого лица;
Если Контракт заключается с индивидуальным Предпринимателем: - Документ, удостоверяющий личность (копия паспорта) - Копия Свидетельства о государственной регистрации Индивидуального предпринимателя
Если Контракт заключается с физическим лицом: - Документ, удостоверяющий личность (копия паспорта) |
Пунктом 1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе не предусмотрено подтверждение участником закупки своей правомочности, в связи с чем установление вышеуказанных требований к участникам закупки нарушает положения ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Жалобу Заявителя следует признать обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УК "Белый Трест" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 апреля 2017 г. N 44-1617/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017