Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2017 г. N 44-1772/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
МА МО города Колпино (далее - Заказчик):
ООО "Группа Компаний МидГард" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 9777-ЭП/17 от 21.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ограждения (извещение номер 0172200005417000035) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005417000035. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 449 984,68 рублей.
В жалобе ООО "Группа Компаний МидГард" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 3 "Требования значениям показателей (характеристик) товаров, использующихся при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" к Техническому заданию документации об аукционе.
Заявитель обжалует установление требований, установленных в отношении товара по позиции 8 "Грунтовка быстросохнущая", а именно "Степень перетира грунтовки: менее 35 мкм. Время высыхания грунтовки до степени 3 при температуре (1055) °С: не более 30 мин. Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры: в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не более -45 и с верхним пределом не менее 60 °C", а также требования "Товар Грунтовка быстросохнущая в приложении N3 должен соответствовать ГОСТ 25129-82 Грунтовка ГФ-021. Технические условия. Товар Грунтовка быстросохнущая в приложении N3 должен соответствовать ГОСТ 23343-78 Грунтовка ГФ-0119. Технические условия".
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки "В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, то указанные конкретные показатели, предложенного товара участником для использования при выполнении работ, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара согласно технической части документации об аукционе. В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТ, товар должен соответствовать тому ГОСТ, который распространяется на товар, в соответствии с конкретными значениями показателей товара, выбранными участником. В случае, если на момент подачи заявки участником закупки, указанные в аукционной документации документы о техническом регулировании утратили силу, то соответствие товаров таким документам не требуется".
ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" распространяется на грунтовку ГФ-021, представляющую собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ.
ГОСТ 23343-78 "Грунтовка ГФ-0119. Технические условия" распространяется на грунтовку ГФ-0119, представляющую собой суспензию пигментов и наполнителей в алкидном лаке, с добавлением растворителей, сиккатива и стабилизирующих веществ.
Таким образом, данные стандарты регламентируют различные товары, следовательно, они являются взаимоисключающими. Таким образом, из положений инструкции следует, что участникам закупки надлежит представить характеристики товара, который соответствует либо ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", либо ГОСТ 23343-78 "Грунтовка ГФ-0119. Технические условия".
Данными государственными стандартами регламентированы нормы для показателей, сведения о которых необходимо предоставить участникам закупки, а именно:
Наименование показателя |
Регламентированное значение |
|
Степень перетира, мкм, не более |
30 |
40 |
Время высыхания до степени 3, не более при (105_5)°C, мин |
35 |
35 |
Пленка грунтовки устойчива к изменению температуры |
от минус 45 до 60 °С |
от минус 50 до плюс 60 °С |
Требования к значениям показателей, установленные Заказчиком позволяют участникам закупки предложить к использованию товар, соответствующий и требованиям стандарта (либо ГОСТ 25129-82, либо же ГОСТ 23343-78) и требованиям Заказчика, однако они отличны от требований государственных стандартов и, следовательно, являются нестандартными.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
2. В отношении товара по позиции 3 "Электрод сварочный" Заказчиком установлены требования: "Временное сопротивление разрыву наплавленного металла: не менее 48 кгс/мм2. Относительное удлинение наплавленного металла: не менее 22 %. Ударная вязкость наплавленного металла: не менее 8 кгсм/см2", а также "Товар Электрод сварочный в приложении N3 должен соответствовать ГОСТ 9467-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы. Товар Электрод сварочный в приложении N3 должен соответствовать ГОСТ 9466-75 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия".
Заявитель указывает, что вышеуказанные требования противоречат таблице 1 ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы".
Требования Заказчика в отношении показателей "Временное сопротивление разрыву наплавленного металла", "Относительное удлинение наплавленного металла" и "Ударная вязкость наплавленного металла" позволяют участникам закупки предложить к использованию товар, соответствующий и требованиям стандарта и требованиям Заказчика, однако они отличны от требований государственных стандартов и, следовательно, являются нестандартными.
Надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании требований к товарам, использующимся при выполнении работ, в документации об аукционе отсутствует, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
3. К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла относительно товара по позиции 10 "Бетон".
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа Компаний МидГард" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 апреля 2017 г. N 44-1772/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017