Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 апреля 2017 г. N рз-647-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
В присутствии представителей:
от заказчика - Надеин А.Ю., Кривощекова О.А.,
от ООО "Инком" - Судьин Р.С.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Инком" на действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснил следующее:
Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
По доводам заявителя жалобы ООО "Инком" - установлено:
1. В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0321100015117000121 объектом закупки является N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей". В разделе "Информация об объекте закупки" содержатся сведения о наименовании закупаемого товара, его количестве и начальной цене контракта, а именно:
Согласно извещению о закупке, заказчик планирует приобрести 6 наименований картриджей.
Согласно Извещению о закупке, заказчик планирует приобрести 6 наименований картриджей.
А в Приложении N1 к техническому заданию сдержатся требования к 11 наименованиям картриджей, каждый пункт имеет наименование "картридж", причем в табличной части даже не понятно, для каких печатающих устройств должен быть предназначен тот или иной картридж. В одном из запросов Участник спрашивает, как участнику понять, к какому именно картриджу указаны требования в таблицах. Заказчик ответил, что в Требованиях к товарам установлены требования о совместимости. Нумерация между таблицами не взаимосвязана.
При подготовке заявки, не представляется возможным идентифицировать, к каким именно картриджам относятся требования, указанные в табличной части Приложения N1. Например, не представляется возможным определить, к какому из 6 требуемых видов картриджей установлены требования.
Количества в извещении и техническом задании указаны для 6 наименований картриджей, а в Приложении N1 к ТЗ требования указаны для 11 наименований картриджей. Исходя из этого, потенциальный участник сможет предоставить конкретные сведения, так как не понятно, к чему они должны относиться.
В Приложении N1 к ТЗ указаны требования к картриджам, в том числе сведения о которых не содержатся в Извещении и Техническом задании аукционной документации и не указаны количества таких товаров для поставки.
Участнику не понятно, будут требоваться эти товары к поставке или нет и в каком количестве.
Из положений аукционной документации и разъяснений заказчика участнику не понятно, требуется ли в первой части заявки указывать конкретные показатели товаров, сведения о которых не содержатся в Техническом задании аукционной документации и не указаны количества таких товаров для поставки.
Установив требования к товарам, которые не являются объектом закупки, заказчик нарушает положения статьи 33 Закона 44-ФЗ, согласно которому "В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки".
2. В Приложении N 1 к ТЗ содержится требование к товарам: "Наличие торговой марки обязательно".
В соответствии с положением ст. 33 Закона 44-ФЗ "В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)". Наличие торговой марки у товара не является функциональной, технической, качественной и эксплуатационной характеристикой объекта закупки. Кроме того, в первой части заявки товарный знак (а не торговый) указывается при наличии такового, а не в обязательном порядке. Согласно разъяснениям заказчика от 14.04.17:
Торговая марка - Является уникальным, но не защищенным юридически элементом индивидуализации товара
Товар может иметь Товарный знак (товарную марку), но не обязан иметь торговую марку. Установленные заказчиком требование об обязательном наличии торговой марки - нарушает нормы Закона N 44-ФЗ.
3. В Приложении N 1 к ТЗ содержится требование к картриджам:
- Оптическая плотность отпечатанного текста или страницы;
- Оптическая плотность серого фона.
Показатель оптической плотности - это показатели, относящиеся к офсетному и издательскому производству (т.е. профессиональная типография), а не к офисной печати (СанПиН 1.2.1253-03, в котором установлены требования к оптической плотности при печати) - предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью). Показатель оптической плотности зависит, в том числе, от типа используемой бумаги, а не только от тонера, которым печатают. Производители картриджей не публикуют сведения об оптической плотности отпечатков (сведения с сайтов различных производителей картриджей, подтверждающие отсутствие требуемой информации - в приложении).
Чтобы определить значение оптической плотности, участник должен иметь в наличии картриджи, предлагаемые к поставке, образцы бумаги, на которой будет печатать заказчик, и, отпечатав образцы на технике заказчика, определить с помощью денситометра оптическую плотность полученного отпечатка, а также оптическою плотность серого фона.
Закон не обязывает участника иметь в наличии товар, являющийся предметом закупки, а также дополнительные измерительные средства, чтобы произвести замеры и результаты таких замеров указать в качестве конкретных показателей в составе заявки. Других источников информации о значениях требуемых показателей у участников нет.
4. Заказчик установил требования к размерам частиц тонера: "тонеры должны иметь однородную структуру, состоящую из частиц фракцией до 7 микрон".
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как структура, размеры фракций частиц и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Таким образом, требование к указанию участником в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, являющихся объектом закупки, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 2.статьи 33 Закон 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Закон N44-ФЗ определяет, что в документации заказчик должен установить такие требования к товарам, по которым, при исполнении контракта, заказчик будет определять, соответствует товар его требованиям или нет. И по закону Заказчик обязан при приемке товара проверить его на соответствие сведениям, указанным в контракте.
Заказчик установил требования к товарам, в том числе:
- Тонеры должны иметь однородную структуру, состоящую из частиц фракцией до 7 микрон; (как заказчик может проверить размер частицы фракции размером, например, в 3 микрона)
- Тонер требуется немагнитный, отрицательно заряжаемый;
- При работе, заряжающий вал должен исправно и равномерно покрывать поверхность вращающегося барабана отрицательным зарядом;
- Отрицательно заряженная поверхность барабана должна проходить под лазерным лучом, без каких-либо затруднений;
- Луч должен фокусироваться на барабане и активизироваться только в тех местах, на которые в дальнейшем должен быть нанесен тонер; (как заказчик планирует проверять, в тех ли местах активизируется лазерный луч)
- Под действием лазера, фоточувствительная поверхность барабана должна терять (не полностью) отрицательный заряд.
- Тонер, находящийся около магнитного вала, должен притягиваться к его поверхности под действием постоянного магнита, из которого изготовлена сердцевина вала. (чтобы это проверить - надо разобрать картридж, изъять из него магнитный вал, и выбить из него сердцевину, и убедиться в том, что она изготовлена из постоянного магнита)
- При вращении магнитного вала тонер, находящийся на его поверхности, должен проходить сквозь щель, образованную специальным лезвием и валом;
- В результате этого тонер на магнитном валу должен электризоваться, приобретая отрицательный заряд;
- Отрицательно заряженный тонер должен прилипать к тем участкам барабана, которые были обработаны лазером;
- Специальное лезвие должно обеспечивать равномерность слоя тонера на магнитном валу;
- Продолжая вращаться, барабан, на который уже нанесено тонерное изображение, должно исправно соприкасаться с бумагой;
- С обратной стороны бумага должна соприкасаться с валом переноса, несущим положительный заряд;
- В результате этого отрицательно заряженные частицы тонера должны притягиваться к бумаге, и получаться изображение на бумаге.
и прочие требования, указанные заказчиком к приобретаемым картриджам (данные требования описывают принцип, технологию работы лазерных картриджей).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя обоснованны, остальные доводы не нашли своего подтверждения.
Таким образом, в действиях заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Инком" на действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей" - частично-обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о закупках, признать действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст.66 Закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - УФССП России по Ставропольскому - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
Б.Ш. Карпель
Заказчик: Управление
УФССП России по Ставропольскому краю
355000, Ставропольский край, Ставрополь г, ул. Маршала Жукова, 46
Заявитель:
ООО "Инком"
355042, г. Ставрополь, ул. Чернышевского 1а
ПРЕДПИСАНИЕ N 280
по делу N РЗ-647-2017 о нарушении законодательства о закупках
24.04.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.
На основании своего Решения от 24.04.2017 года по делу N РЗ-647-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Инком" на действия заказчика - УФССП России по Ставропольскому краю по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - УФССП России по Ставропольскому краю, устранить нарушения требований, в связи с чем:
1. Протоколы составленные в ходе закупки - отменить;
2. Документацию об аукционе в электронной форме N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей" - привести в соответствие с требованиями Закона N44-ФЗ;
3. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ":
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок государственному заказчику - УФССП России по Ставропольскому краю.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0321100015117000121 "Закупка и поставка картриджей".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 24 апреля 2017 г. N рз-647-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017