Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 апреля 2017 г. N 467
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Березина С.Н. (далее - также податель жалобы) на действия муниципального заказчика - Администрации Каратузского района (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300020717000012, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 20.04.2017 поступила жалоба ИП Березина С.Н. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- податель жалобы ИП Березин С.Н. (удостоверение личности);
- представитель заказчика Рыженкова С.В. (доверенность N 0693 от 25.04.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, в аукционной документации заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлено требование, влекущее за собой ограничение количества участников электронного аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, а именно, в пункте 35 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении победителем электронного аукциона заказчику до подписания контракта заключения комиссии органа местного самоуправления, либо заключения независимого эксперта о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания. Податель жалобы отмечает, что с момента размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта отводится 17-20 дней. При этом согласно пункту 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, (далее - Положение от 28.01.2006 N 47) поставщик может получить заключение межведомственной комиссии через 30 дней. Таким образом, податель жалобы считает, что поставщик практически не успевает уложиться в сроки заключения контракта.
В отношении указанного довода подателя жалобы в адрес Комиссии заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что, по мнению заказчика, требование пункта 35 Информационной карты аукционной документации установлено заказчиком в соответствии с требованиями Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225), Соглашения от 02.02.2017 N 32 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Каратузский район по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Соглашение от 02.02.2017 N 32), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положения от 28.01.2006 N 47. Заказчик считает, что срок с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона до даты заключения контракта с победителем электронного аукциона является достаточным на получение соответствующего заключения комиссии органа местного самоуправления. Кроме того, заказчик отметил, что в аукционной документации предусмотрена возможность получения аналогичного заключения у независимого эксперта. В связи с указанным заказчик выразил мнение о том, что рассматриваемое требование не ограничивает количество участников электронного аукциона, и просил в удовлетворении жалобы отказать.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что в пункте 35 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о том, что до подписания контракта поставщик обязан передать заказчику заключение комиссии органа местного самоуправления, либо заключение независимого эксперта о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В силу частей 2, 3 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Во исполнение статьи 15 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Положение от 28.01.2006 N 47 устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения от 28.01.2006 N 47).
Пунктом 7 Положения от 28.01.2006 N 47 определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении от 28.01.2006 N 47 требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) Положения от 28.01.2006 N 47.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения от 28.01.2006 N 47.
Согласно пункту 42 Положения от 28.01.2006 N 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении от 28.01.2006 N 47 требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 Положения от 28.01.2006 N 47.
В силу пункта 46 Положения от 28.01.2006 N 47 комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения от 28.01.2006 N 47, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Из пункта 47 Положения от 28.01.2006 N 47 следует, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений установленным в Положении от 28.01.2006 N 47 требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Таким образом, комиссия выносит решение об оценке соответствия помещений установленным в Положении от 28.01.2006 N 47 требованиям (в виде заключения) в течение 30 дней с даты регистрации поступившего заявления, а не через 30 дней, как указано в жалобе.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комиссией также были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что требование пункта 35 Информационной карты аукционной документации о предоставлении поставщиком заказчику до подписания контракта заключения комиссии органа местного самоуправления, либо заключения независимого эксперта о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания, заключается в том, что приобретаемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и быть пригодным для проживания. Указанные требования оцениваются и проверяются межведомственной комиссией, созданной в этих целях.
Кроме того, между министерством образования Красноярского края и администрацией муниципального образования Каратузский район на основании Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 заключено Соглашение от 02.02.2017 N 32 о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Каратузский район по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно указанному Соглашению от 02.02.2017 N 32 при проведении процедур закупок в документации должны быть указаны требования о предоставлении участниками документов о соответствии жилых помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям о техническом состоянии (пункт 2.3.5 Соглашения от 02.02.2017 N 32).
Помимо указанного, следует отметить, что заказчиком не нарушено требование пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. Указанное требование Закона о контрактной системе относится к действиям заказчика при формулировании требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе. При этом заказчиком предъявлено требование о предоставлении поставщиком заключения комиссии органа местного самоуправления о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания, не в составе заявки на участие в электронном аукционе, а на этапе заключения контракта. Кроме того, документацией об электронном аукционе также предусмотрена возможность поставщика представить заказчику аналогичное заключение независимого эксперта о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания.
В содержании Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 19.04.2017 N РД1 заказчиком также дано пояснение участнику закупки о том, что срок с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе до даты заключения контракта с поставщиком является достаточным для получения соответствующего заключения комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания, а также имеется второй вариант получить аналогичное заключение у независимого эксперта.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по включению в аукционную документацию требования о предоставлении поставщиком заказчику до подписания контракта заключения комиссии органа местного самоуправления, либо заключения независимого эксперта о соответствии помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в указанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ИП Березина С.Н. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 апреля 2017 г. N 467
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017