Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 21 апреля 2017 г. N 02-06/76-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - ________. - заместитель руководителя - начальник отделааналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
________. -специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
________. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер"(далее - ГБУ РМЭ "РОД"):
________. (на основании доверенности N 274 от 20.04.2017),
________. (на основании доверенности N 275 от 20.04.2017),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МАНАС МЕД" (далее - ООО "МАНАС МЕД")________. (на основании доверенности N б/н от 19.04.2017),
рассмотрев жалобу ООО "МАНАС МЕД"на действия Единой комиссии заказчика прирассмотрении заявок на участие в запросе котировок на поставку лекарственного препарата "Темозоломид" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308200003017000039 от 29.03.2017),
УСТАНОВИЛА:
ГБУ РМЭ "РОД"проводится запрос котировокна поставку лекарственного препарата "Темозоломид" (номер извещения на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru0308200003017000039от 29.03.2017).
Начальная максимальная цена контракта - 479220, 00 рублей.
Дата и время окончания подачи котировочных заявок 07.04.2017 09:35.
17.04.2017 в Марийское УФАС России поступила (вх. N 4237) жалоба ООО "МАНАС МЕД" на действия Единой комиссии заказчика при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок на поставку лекарственного препарата "Темозоломид".
Заявитель полагает, что действия Единой комиссии заказчика по отклонению заявки, в связи с указанием остаточного срока годности, не соответствующего требованиям извещения о проведении запроса котировокнеправомерны и нарушают действующее законодательство. Кроме того, заказчиком при публикации извещения о проведении запроса котировок не размещен проект контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (исх. N 272 от 20.04.2017, N 278 от 21.04.2017).
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1.Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 07.04.2017 N П1 для закупки N 0308200003017000039 заявка участника закупки - ООО "МАНАС МЕД" признана Единой комиссией заказчика несоответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок на основании части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, в связи с несоответствием заявки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок.
В силу требований части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 названного Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы, в том числе согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
При этом, согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 данной статьи, не допускается.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 5 извещения о проведении запроса котировок заказчиком установлены требованиям к поставляемому товару, в том числе к сроку годности лекарственного препарата, а также к остаточному сроку годности на момент поставки лекарственного препарата.
В силу требований части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ и Законом о контрактной системе к существенным условиям государственных (муниципальных) контрактов относятся: предмет контракта (пункт 1 статьи 432 ГК РФ); срок исполнения обязательств по контракту (пункт 2 статьи 42); порядок осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте (часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе); ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (части 4 - 8 статьи 34 Закона); цена контракта (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Однако, положения части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, которые регламентируют требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок, не включают в себя существенные условия государственных (муниципальных) контрактов, в том числе его предмет.
Вместе с тем, год изготовления товара входит в предмет контракта, является существенным условием его исполнения, согласованного между сторонами ввиду подачи участником закупки заявки на участие в запросе котировок, и включение названной характеристики товара в состав заявки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2017 по делу N 308-КГ17-1217.
Кроме того, в приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок заказчиком определена форма заявки на участие в запросе котировок, исходя из которой также не следует требования указания в заявки срока годности поставляемого товара, а также остаточного срока годности.
Таким образом, заказчик не вправе был требовать от участника закупки в составе заявки на участие в запросе котировок информацию относительно срока годности, остаточного срока годности поставлямого лекарственного препарата.
Следовательно, дейстия Единой комиссии заказчика по отклонению заявки ООО "МАНАС МЕД" от участия в запросе котировок признаются Комиссией Марийского УФАС России неправомерными и нарушающими часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
2. Вместе с тем, довод заявителя о неразмещении на официальном сайте проекта контратка подлежит отклонения на основании следующего.
Согласно части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
Из представленых документов и информации, размещенной на официальном сайте, следует, что проект конракта размещен заказчиком вместе с извещением о проведении запроса котировок.
3. Кроме того, при рассмотрении жалобы в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки установлено следующее.
В силу требованийчасти 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 данной статьи, не допускается.
Между тем, заказчиком в нарушение требований части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе в приложении N 1 к извещению о проведении запроса котировок (форма заявки на участие в запросе котировок) установлено дополнительное требование о представлении участниками закупки в составе заявки Ф.И.О. контракного лица, номера контрактного телефона, адреса электронной почты.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок заказчику требуется поставить лекарственный препарат "Темозоломид" код по ОКПД2 21.20.10.211.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. В данный перечень включен код ОКПД2 21 (средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях).
Следовательно, осуществление закупки на поставку лекарственного препарата "Темозоломид" должно осуществляться только в форме электронного аукциона.
Однако, заказчик в нарушение требований части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе принял решение об осуществлении данной закупки в форме запроса котировок.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАНАС МЕД" частично обоснованой.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" нарушение требований части2статьи 59, части 4 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать в действиях Единой комиссии государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" нарушение требований части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы дела N 02-06/76-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии ________
Члены Комиссии: ________
________
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по делу 02-06/76-17
21 апреля 2017 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - ______. - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
________. - специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
________. - специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 21.04.2017 по делу N 02-06/76-17, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "МАНАС МЕД" на действия Единой комиссии заказчика при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок на поставку лекарственного препарата "Темозоломид" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308200003017000039 от 29.03.2017),
предписывает:
1. Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Республиканский онкологический диспансер" устранить нарушения части 2 статьи 59, части 4 статьи 73, части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего в срок до 12 мая 2017 года отменить запрос котировок N 0308200003017000039 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
2. В течение 5 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.
Заместитель председателя Комиссии _______
Члены Комиссии________
________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 21 апреля 2017 г. N 02-06/76-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017