Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2017 г. N 2-57-3786/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ": Ульянова Д.С., Скоркина С.А.,
в отсутствие представителей ООО "АА ЭМДЖИ", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России N 10/16934 от 11.04.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АА ЭМДЖИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке территории ГБУЗ "ГКБ N4 ДЗМ" (Закупка N 0373200025516000211) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N 10/16934 от 11.04.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: п. "Гранитная крошка": Содержание пылевидных и глинистых частиц; Содержание зерен пластичной и игловатой формы; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов; п. "Хлористый кальций": Расход хлористого кальция в интервале температур до - 4 °C в режиме удаления снега; Расход хлористого кальция в интервале температур до - 8 °C в режиме удаления снега; Расход хлористого кальция в интервале температур до - 12 °C в режиме удаления снега; Расход хлористого кальция в интервале температур до - 16 °C в режиме удаления снега; Расход хлористого кальция в интервале температур до - 20 °C в режиме удаления снега; п. "Соль техническая": Теплота растворения при эндотермической реакции; Массовая доля хлористого натрия; Массовая доля кальций - иона; Массовая доля сульфат - иона; Массовая доля нерастворимого остатка в воде; Массовая доля влаги; Массовая доля ферроцианида калия; п. "Противогололёдный реагент": Расход противогололедного материала в режиме удаления снега при температуре до - 4 °C ; Расход противогололедного материала в режиме удаления снега при температуре до - 8 °C; Расход противогололедного материала в режиме удаления снега при температуре до - 12 °C; Расход противогололедного материала в режиме удаления снега при температуре до - 16 °C; Расход противогололедного материала в режиме удаления снега при температуре до - 20 °C; п.9 "Раствор цементный М100 ГОСТ 28013-98": Наибольшая крупность зерен заполнителя; Норма подвижности по погружению конуса; Марка по подвижности; Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 в нарушение положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель также обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка предоставления разъяснений положений аукционной документации, поскольку, ответ, размещенный Заказчиком, изменяет суть положений аукционной документации.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч.5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы Заказчику направлен запрос от 31.03.2017 N РД5 о даче разъяснений положений аукционной документации:
В техническом задании указано,
- В стоимость работ также входят материалы, необходимые для выполнения работ, в количестве согласно спецификации (Таблица 1).
Таблица 1.
Спецификация (ресурсная ведомомсть)
Наименование |
Единица измерения |
Объем |
2 |
3 |
4 |
Битумы нефтяные, дорожные |
т |
0,0868 |
Бетон тяжелый |
м3 |
9,545 |
Растворы цементные, марка 100 |
м3 |
0,0498 |
Смеси асфальтобетонные |
т |
14,756 |
Камни бетонные бортовые |
м3 |
4,067 |
Просим указать виды работ при которых будут использоваться данные материалы и их периодичность?
В смете указаны только объемы, периодичность и вид работ в Аукционной документации не обозначены?
Вместе с тем, в ответ на вышеуказанный запрос Заказчиком даны следующие разъяснения положений аукционной документации: "Виды работ, при которых используются данные материалы, указаны в локально - сметном расчете, (в частности в разделе "Ремонт покрытия"), являющимся обоснованием НМЦК. Обычно, для достижения максимального качества, такие работы проводятся в теплое время года. Касательно периодичности таких работ, сообщаем следующее: работы могут быть выполнены как единоразово (с выработкой всех предусмотренных объемов), так и с любой периодичностью, удобной для исполнителя (с обязательным условием - выработкой всех предусмотренных объемов)".
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем, не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Кроме того, в Форме 2 к Техническому заданию, Заказчиком установлены характеристики используемых при выполнении работ товаров, например такие как: п.8 "Смеси асфальтобетонные ГОСТ 9128-2013": "Вид смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен"; "Мелкозернистые или крупнозернистые или песчаные"; "Вид смеси в зависимости от величины остаточной пористости"; "Дорожно-климатическая зона"; "Вид смеси в зависимости от вида песка".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заявителем, не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности указания вышеуказанных требований без проведения испытаний, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АА ЭМДЖИ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-2981/77-17 от 28.03.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: З.У. Несиев
А.В. Кочетков
Исп. Кочетков А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2017 г. N 2-57-3786/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.05.2017