Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2017 г. N 2-57-4116/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБОУ "Гимназия N 1507": И.В. Потапова, Д.С. Марека, Н.А. Зиминой,
Тендерного комитета: Д.Ф. Гильмановой,
в отсутствие представителей ООО "Титан", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N 10/18390 от 18.04.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Титан" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Гимназия N 1507" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению капитального ремонта для нужд ГБОУ Гимназия N 1507 (Закупка N 0173200001417000126) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N 10/18390 от 18.04.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований по товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. 46 "Бруски обрезные" установлены требования "Влажность пиломатериалов", "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Кттах", "Сучки, сросшиеся здоровые, а в брусьях и частично сросшиеся, и несросшиеся здоровые", "Сучки, частично сросшиеся", "Трещины, пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец, в долях длины пиломатериала", "Трещины, Пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец", "Трещины, Торцовые (кроме трещин усушки), в долях ширины пиломатериала", "Крень", "Кармашки", "Прорость", "Грибные ядовитые пятна (полосы), в % от площади пиломатериала", "Заболонные грибные краски и плесень", "Обзол: Тупой", "Отклонение от перпендикулярности торца к пласти и кромке", "Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов";
- В п. 1 "Стальные водо-газопровдные оцинкованные трубы" установлены требования "Длина резьбы до сбега", "Число ниток", "Масса 1 метра труб", "Трубы должны иметь сплошное цинковое покрытие по всей поверхности, толщина которого";
- В п. 2 "Растворы строительные" установлены требования "Средняя плотность смеси", "Водоудерживающая способность растворных смесей", "Расслаиваемость свежеприготовленных смесей", "Влажность сухих растворных смесей", "Морозостойкость", "Прочность растворов на сжатие", "Отклонение средней плотности растворов в сторону увеличения", "Глубина погружения конуса", "В зависимости от вида работ наибольшая крупность зёрен заполнителя", "При подогреве заполнителей их температура", "Удельная эффективная активность";
- В п. 3 "Краски масляные" установлены требования "Массовая доля плёнкообразующего вещества", "Массовая доля летучего вещества", "Степень перетира", "Укрывистость невысушенной плёнки краски", "Условная светостойкость плёнки", "Вязкость красок после разбавления уайт-спиритом (нефрасом С4-155/200)по вискозиметру типа В3-246(или ВЗ-4) при температуре (20 плюс/минус 0,5) градуса цельсия", "Температура вспышки и самовоспламенения уайт-спирита (нефраса С4-155/200)", "Класс опасности при наличии компонентов : уайт-спирита (нефрас С4-155/200) и свинца, его органических соединений";
- В п. 4 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией тип 1" установлены требования "Постоянная электрического сопротивления изоляции при длительно-допустимой температуре нагрева токопроводящих жил", "Стойкость наружной оболочки к воздействию низкой температуры: относительное удлинение при разрыве", "Отклонение значения прочности при растяжении для изоляции", "Относительное удлинение оболочки при разрыве до старения", "Допустимый радиус изгиба кабелей при прокладке", "Прочность изоляции при разрыве после старения", "Относительное удлинение оболочки при разрыве после старения", "Допустимые токовые нагруки кабелей в земле, при нормальном режиме работы при переменном токе", "Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгарания при коротком замыкании", "Допустимая температура нагрева жил кабеля предельная при коротком замыкании", "Отклонение значения прочности при растяжении для оболочки", "Допустимые токовые нагрузки кабелей на воздухе при переменном токе", "Глубина продавливания оболочки при высокой температуре", "Доля зелёного цвета на жиле заземления", "Относительное удлинение изоляции при разрыве после старения", "Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки", "Отклонение значения относитетельного удлинения при разрыве для оболочки", "Относительное удлинение изоляции при разрыве до старения", "Стойкость кабелей к воздействию температур окружающей среды", "Прочность изоляции при разрыве до старения", "Потеря массы наружной оболочки", "Срок службы кабеля", "Прочность наружной оболочки при разрыве после старения", "Доля жёлтого цвета на жиле заземления", "Допустимые токи чеырехекундного короткого замыкания";
- В п. 5 "Умывальники керамические" установлены требования "Деформация (коробление) поверхности по плоскости, прилегающей к стене", "Зона утончённого слоя глазури, под которым просвечивается черепок на одном изделии", "Небольшое плотное вздутие глазури или керамической массы и небольшое полое вздутие глазури или керамической массы на одном изделии";
- В п. 6 "Трубы поливинилхлоридные для канализации" установлены требования "Относительное удлинение приразрыве труб", "Предельные отклонения по толщине стенки", "Изменение длины труб после разогрева", "Коэффициент запаса прочности", "Масса 1 п.м. Трубы", "Предельное отклонение по наружному диаметру";
- В п. 7 "Краска воднодисперсионная установлено требование "Наибольший класс опасности кампонентов краски", "Масссовая доля остаточного стирола", "Условная светостойкость", "Смываемость плёнки краски", "Массовая доля нелетучих веществ", "Укрывистость высушенной плёнки"", "Степень перетира", "Рн краски ,предельные отклонения";
- В п. 8 "Прокладки плоские" установлены требования "Плотность прокладок из паронита", "Условная прочность при разрыве в поперечном направлении паронита", "Сжимаемость при давлении 35 Мпа, предельные значения", "Увеличение массы в жидких средах, воде при температуре 100 °С в течение 5 ч";
- В п. 9 "Вяжущие гипсовые" установлены требования "Срок схватывания ,начало", "Предел прочности образцов-балочек размерами 40x40x160 мм в возрасте 2 ч при изгибе", "Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм", "Содержание в гипсовом камне гипса", "Размер фракции гипсового камня", "Содержание камня размером 0-5 мм";
- В п. 10 "Прокладки плоские" установлены требования "Предельные размеры отклонении от номинальных размеров длины", "Предельные размеры отклонений от номинальных размеров ширины", "Изменение линейных размеров", "Абсолютная остаточная деформация", "Предельные отклонения от параллельности кромок на 1 м".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Форме-2 Аукционной докуменации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, таким образом, что позволяют указать значения показателей, не соответствующие ГОСТ, что, по мнению Заявителя, вводит участников Закупки в заблуждение.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 1 "Стальные водо-газопроводные оцинкованные трубы" наружный диаметр труб: не менее 21,3 мм. Толщина стенки труб: > 1,5 мм. Масса 1 метра труб: < 21,63 кг.
В Таблице 1 и Таблице 2 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, установлены конкретные значения наружнего диаметра трубы, толщины стенки и массы 1 м труб. Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям позволяют участникам закупки указать сведения, не соответствующие ГОСТ 3262-75.
- п. 2 "Растворы строительные" Морозостойкость: >25 циклы. Марка прочности на сжатие: до 150.
Согласно п. 4.10 и п. 4.11 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", требование о соответствии которму установлено в аукционной документации, прочность растворов на сжатие характеризуют марками: М4, М10, М25, М50, М75, М100, М150, М200; морозостойкость растворов характеризуют следующие марки: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200. Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям позволяют участникам закупки указать сведения, не соответствующие ГОСТ 28013-98.
- п. 51 "Трубы электротехнические гофрированные, поливинилхлоридные" Степень защиты от проникновения внешних твердых предметов и от вредного воздействия в результате проникновения воды: от IP44.
Согласно п. 4.3 ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации, и первая и вторая характеристическая цифра кода имеет конкретный ряд значений: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 - для первой характеристической цифры и 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 - для второй. Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям позволяют участникам закупки указать сведения, не соответствующие ГОСТ 14254-2015.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к товарам, необходимым при выполнении работ, вводящих участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяют указать достоверные сведения.
- п. 2 "Растворы строительные" Класс материала: I-II.
- п. 50 "Радиаторы биметаллические" Размеры секции: высота: 560-580 мм. Размеры секции: глубина: 90-120 мм. Размеры секции: ширина: 70-90 мм.
В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено, что символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Согласно доводам жалобы, вышеуказанные характеристики товаров обозначаются конкретными значениями и не могут иметь диапазонный характер.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими нормами и сведениями установлено требование о предоставлении по вышеуказанным характеристикам диапазонных значений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении инструкции по предоставлению сведений в заявке на участие в аукционе, в которой не учтены все обозначения, используемые при описании товаров и материалов, используемых при выполнении работ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В Форме-2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 43 "Щебень" Группа щебня: не хуже 4.
Согласно доводам жалобы, в Инструкции отсутствуют правила чтения обозначения "не хуже", используемых при описании товаров (материалов), что по мнению Заявителя не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещена Инструкция по предоставлению сведений в заявке на участие в аукционе, которая не содержит вышеуказанное обозначение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалоб Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара, используемого при выполнении работ ГОСТ 14254-96 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)", поскольку данный ГОСТ заменен на ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих доводы, в частности, свидетельствующих о невозможности использовать при выполнении работ, предусмотренного техническим заданием товара соответствующего ГОСТ 14254-96, и свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, а также о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА
1. Признать жалобу ООО "Титан" на действия ГБОУ "Гимназия N 1507" обоснованной в части установления избыточых требований к товарам, установлении требований к товарам, позволяющих указать значения характеристик, несоответствующие ГОСТ, установлении требований к товарам, вводящих участников закупки в заблуждение, а также размещении инструкции, не предусматривающей трактование обозначения "не хуже", применяемого при описании харатеристик товаров, необходимых при выполнении работ.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение положений п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии С.И. Казарин
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
1. ГБОУ "Гимназия N 1507"
117321, г. Москва, ул. Профсоюзная, дом 132, корп.9
2. ТЕНДЕРНЫЙ КОМИТЕТ
107045, г. Москва, Печатников пер. , д.12
3. ООО "Титан"
105066, г. Москва, ул. Красносельская нижн., д.35, стр.50
4. АО "ЭТС"
123317, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10, под. 1, эт. 13
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4116/77-17 об устранении нарушений
законодательства о размещении заказов
21.04.2017 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
на основании решения Комиссии от 21.04.2017 по делу N 2-57-4116/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Титан" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Гимназия N 1507" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению капитального ремонта для нужд ГБОУ Гимназия N 1507 (Закупка N 0173200001417000126) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Аукционной комиссии Заказчика, Заказчику при рассмотрении заявок и при заключении контракта по результатам проведения Аукциона не учитывать неправомерные требования Формы-2 согласно мотивировочной части решения от 21.04.2017 по делу N 2-57-4116/77-17 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедур осуществления закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 21.04.2017 по делу N 2-57-4116/77-17.
3. Заказчику в срок до 16.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или по электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии С.И. Казарин
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2017 г. N 2-57-4116/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017