Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2017 г. N 2-57-4105/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя ГБУЗ "ГП N 19 ДЗМ": В.В. Поляковского,
в отсутствие представителей ООО "Полиграфические решения", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N 10/18375 от 18.04.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Полиграфические решения" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 19 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на изготовление бланочной и журнальной продукции для нужд ГБУЗ "ГП N 19 ДЗМ" в 2017 году (Закупка N 0373200111817000001) (далее - Аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений аукционной документации в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N 10/18375 от 18.04.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований по товарам.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Форме 2 Заказчиком установлены такие требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, как:
- "Разнооттеночность", "Предназначение", "Назначение бумаги", "Вид изготовления", установленных к товару "Бумага";
- "Сфера применения", "Назначение", "Толщина пленки", "Прочность при растяжении в продольном направлении", "Плотность", "Масса 1 м пленки", "Требование к токсичности", "Температура морозостойкости", "Количество в 1 кг пленки", установленных к товару "Пленка полиэтиленовая", и так далее.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Форме-2 Аукционной докуменации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены характеристики к товарам, используемым при выполнении работ, не соответствующие ГОСТ.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 28 "ф.3696/у Журнал учета качества предстерилизационной обработки, ф.34 Книга регистрации больныхназначенных на госпитализацию" Номер бумаги по ГОСТ 9094-89: должен быть 2. Назначение бумаги: Иллюстрационно-текстовые многокрасочные издания длительного срока службы, содержащие сложные полутоновые иллюстрации, художественные многокрасочные открытки, содержащие сложные полутоновые иллюстрации, иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания длительного срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации, художественные одно- и многокрасочные открытки, содержащие простые полутоновые иллюстрации, иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания среднего срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации (до 50% полос), иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания малого срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации с несложным цветоделением и пониженным яркостным интервалом (до 15% полос). Требования к тонированности: тонированная, не тонированная. Требования к белизне: должна быть без оптически отбеливающего веществ.
При этом, согласно ГОСТ 9094-89, иллюстрационно-текстовые многокрасочные издания длительного срока службы, содержащие сложные полутоновые иллюстрации и художественные многокрасочные открытки, содержащие сложные полутоновые иллюстрации, иллюстрационно-текстовые одно- и многокрасочные издания длительного срока службы, содержащие простые полутоновые иллюстрации - характеристики, определяющие исключительно бумагу N 1. В соответствии с п. 1.3.3 ГОСТ 9094-89, тонированной может изготавливаться только бумага N 1.
- п. 7 "ф.036/у Книга регистрации листов нетрудоспособности" Номер бумаги и сорт по ГОСТ 9094-89: 1 Высший, 1 Первый, 2А, 2Б. Белизна: должна быть без оптически отбеливающего вещества.
При этом, согласно ГОСТ 9094-89, для Бумаги N 1 Высшего сорта не установлены нормы по белизне без оптически отбеливающего вещества.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований к товарам, необходимым при выполнении работ, вводящих участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяют указать достоверные сведения.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- п. 84 "Журнал учета утилизации отходов класса "Б"; Журнал учета дез. Средств" Требования к белизне: с оптически отбеливающим веществом; без оптически отбеливающего вещества. Белизна: 64<%.
В инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе установлено, что в случае использования в требованиях Заказчика знака ";", либо союза "и" данная формулировка указывает на необходимость и обязательность использования установленного Заказчиком формата.
Согласно доводам жалобы, установление требования к указанию обоих значений "с оптически отбеливающим веществом", "без оптически отбеливающих веществ", но установление только одного требования "белизна 64<%" вводит участников закупки в заблуждение.
- п. 92 "Журнал регистрации температуры в холод. оборудовани; Журнал учета экстремальной профилактики столбняка при травмах" Требования к белизне: с оптически отбеливающим веществом, без оптически отбеливающего вещества. Белизна: не нормируется; 64<%.
Согласно инструкции, в случае указания параметров через запятую, Участник должен выбрать любую из перечисляемых величин.
Таким образом, необходимо выбрать один из показателей параметра "Требования к белизне", но оба показателя по параметру "Белизна", что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к товарам подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении инструкции по предоставлению сведений в заявке на участие в аукционе, вводящую участников закупки в заблуждение.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В Инструкции Заказчиком установлены следующие положения:
- "В случае использования в требованиях Заказчика знака ";" либо союза "и" данная формулировка указывает на необходимость и обязательность использования установленного Заказчиком формата. Например, при требовании "Толщина 10;20" участником должен быть сохранен заданный формат и может быть предложено: "Толщина 10;20", установленное требование относится ко всем последующим характеристикам товара, если таковые различаются для показателей 10 и 20, представление последующих характеристик указанного товара допускается только с использованием знака ";".
- "В случае указания параметров со знаком ";", а далее значения через запятую, необходимо использовать минимум по одному из перечисляемых форматов до и после знака ";".
Согласно доводам Заявителя, вышеуказанные положения инструкции накладывают большую смысловую нагрузку и вводят участников Закупки в заблуждение, поскольку не позволяют определить потребность Заказчика.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления положений инструкции подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно Протокола рассмотрения заявок от 20.04.2017 N0373200111817000001-1 на участие в электронном аукционе подано 5 заявок, при этом, все участники допущены к участию в аукционе, таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА
1. Признать жалобу ООО "Полиграфические решения" на действия ГБУЗ "ГП N 19 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение положений п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии С.И. Казарин
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2017 г. N 2-57-4105/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017