Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2017 г. N 2-57-4094/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ФКУ "ГУ АЗ МИНФИНА России": Тумасян М.В., Волкова П.С.,
ООО "Рельеф": Мязитова И.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "ГУ АЗ МИНФИНА России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке внутренних помещений, расположенных на территории имущественного комплекса дачного хозяйства (Закупка N 0373100066917000040) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N10/18296 от 18.04.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление неправомерных требований к товарам в Аукционной документации, которые могут вводить в заблуждение участников закупки и ограничить их количество.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по позициям: 1, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 14, 15, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 36, 38, 41, 42, 43.
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, поскольку достоверное значение данных показателей возможно установить только после проведения испытаний (измерений) определенной партии товара после его производства, в ходе приёмо-сдаточных испытаний для каждой партии товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил документов и сведений, подтверждающих возможность определения конкретных значений по установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанного товара. Также указанные требования к товару могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку предполагают от участников закупки на этапе формирования заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам Формы-2 таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в Техническом задании Аукционной документации следующих требований:
- в п. 5 "Мыло жидкое" установлено требование "Средняя смертельная доза при введении в желудок Не менее 2500 Мг/кг". В соответствии с ГОСТ 8.417-2002, п.7.1 и Таблице 8, приставка "М" означает "мега" и равна 106. Средней смертельной дозой при введении в желудок, равной 2 500 000 кг/кг не обладает ни одно вещество.
- в п. 10 "Средство для чистки хромированной сантехники" установлено требование "Состав: Должен быть (в соответствии с 648/2004/EС) анионные и неионные ПАВ <5%, водорастворимые растворители, комплексообразователи (NTA) 5%, защитные субстанции, наполнители, красители, aроматизаторы". При этом, 648/2004/EС является стандартом Европейского Союза и на территории РФ не имеет действия.
- в п. 6 "Моющее средство универсальное" установлено требование "Максимальная менее 6 % (более 4 но менее 6 % мл на 1 л воды) %, мл, л". При этом, "6 % мл" является нестандартным требованием и вводит в заблуждение участников закупки.
- в п. 20 "Средство для очистки мебели с антистатиком" установлено требование "Внешний вид: Прозрачная однородная слабоокрашенная жидкость. Применяется в виде концентрата или в виде раствора. Единица измерения: товар сертифицирован". Внешний вид товара невозможно указать в данных единицах измерения.
- в п. 22 "Средство для ухода за кожаной мебелью" установлено требование "Назначение Препарат должен быть предназначен для чистки и ухода за гладкой кожаной обивкой мебели, а также одеждой, обувью и аксессуарами из гладкой кожи персонала торговых и деловых центров, медицинских, образовательных, научных, финансовых и иных учреждений, спортивно-оздоровительных и культурно-досуговых сооружений, организаций общественного питания, предприятий промышленности, гостиниц и вокзалов, на всех видах транспорта и в быту. Должен быть рекомендован для чистки кожаного салона автомобиля. Должно быть применимо на изделиях из натуральной и искусственной кожи любого цвета. Должно быть рекомендовано для восстановления эластичности старой кожаной обивки. Единица измерения: товар сертифицирован". Назначение товара невозможно указать в данных единицах измерения.
- в п. 42 "Средство для чистки тканевых поверхностей (стиральный порошок)" установлено требование "Рабочая температура применения в интервале 50...95 оС". Согласно ГОСТ 8.417-2002, Приложение Г, п.Г.2 и Таблица Г.1, температура измеряется в градусах Цельсия и обозначается как "°С". Указать температуру в "оС" невозможно.
- в п. 8 "Средство для чистки сантехники, кафельной плитки" установлено требование "Значение pH до 4,5", в п. 9 "Средство для чистки и дезинфекции" установлено требование "рН средства 5_7", в п. 13 "Химическое средство для чистки металлических поверхностей" установлено требование "Значение pH от 10,0 до 7,0; не применяется" и т.д. При этом, водородный показатель активности ионов равен отрицательному десятичному логарифму концентрации ионов водорода и является безразмерной величиной. Указать pH в pH невозможно.
- в п. 17 "Дезинфицирующее средство, тип 2" и п. 16 "Дезинфицирующее средство, тип 1" Заказчиком установлены требования к одному и тому же товару несколько раз, что вводит в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не предоставил доказательств подтверждающих, в соответствии с какими нормативными и техническими регламентами установлены требования к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Так же, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе:
1) в Инструкции по заполнению заявки установлены следующие положения: "Если установлен диапазон допустимых значений показателя и границы диапазона разделены знаком "-" (тире) необходимо указать конкретное значение из данного диапазона (включая пограничные значения)", "Если установлен диапазон допустимых значений показателя и границы диапазона разделены знаком "_" (троеточие), необходимо указать конкретное значение из данного диапазона (не включая пограничные значения)", "Если требования к свойствам материала указаны в интервале значений показателей, сопровождающихся предлогами: "от" и/или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного интервала, не включая крайнее значение, если после него не указан символ "*", указание символа "*", означает включая крайнее значение", "Если требования к свойствам материала указаны в интервале значений показателей, сопровождающихся знаком "**" или словом "диапазон" или словом "интервал" или словом "в интервале" или словом "в диапазоне", то участнику необходимо указать конкретный показатель в виде диапазона значений, соответствующего характеристикам предлагаемого материала, при этом, если установлено требование к диапазону температур, то требуется значение не менее (не уже) установленного температурного диапазона". Так как отсутствует указание приоритета использования данных положений, то они являются равноправными, что может вводить в заблуждение участников закупки.
2) в Инструкции по заполнению заявки установлены следующие положения: "Участник размещения заказа при предоставлении конкретных показателей не должен использовать такие слова как "должен", "может", "возможно", "допускается", "примерно", "около" их сокращения и однокоренные слова; использование указанных слов будет рассчитываться как предоставление не конкретных показателей". При этом, в частности, в п. 5 слово "возможности" входит в стандартную характеристику "Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО)", в п.16, 17,18 указание значения в виде "имеется возможность дезинфекции_" так же является вполне конкретным показателем, так как в данном случае это слово обозначает не вероятность, а наличие дополнительных способов использования помимо основных.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость и правомерность установления вышеуказанных требований в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также установление требований к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п.1 ч.1 ст. 33, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы в п. 30 "Ткань для мытья полов" установлено требование "Требуемый параметр: Должна обладать высокой гигроскопичностью, легко отжиматься и не оставлять на протираемой поверхности волокна. Требуемое значение: Должна обладать высокой гигроскопичностью, легко отжиматься и не оставлять на протираемой поверхности волокна". Заказчиком установлен "требуемый параметр" одинаковый с "требуемым значением", из чего следует вывод, что отсутствует сам показатель, кроме того, слово "должна" входит в требуемый параметр, который, согласно инструкции по заполнению заявки, участник не имеет права редактировать.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное значение является неизменным и не должно редактироваться участниками закупки, что не может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в Аукционной документации установлены требования к товарам, не являющимися объектом закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в файле "Ориентировочный объем расходных материалов (сопутствующих Товаров), используемых при оказании Услуг" установлено требование к 29 позициям товаров, при этом в Приложении N1 к Техническому заданию указано 43 товара, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установленные требования к вышеуказанным товарам не являющимся объектом закупки, свидетельствует о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 и ч.3 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, на участие в электронном аукционе подано 18 заявок, при этом все допущены, что свидетельствует о возможности формирования и подачи заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФКУ "ГУ АЗ МИНФИНА России" обоснованной в части установления неправомерных требований в инструкции по заполнению заявки, в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии З.У. Несиев
Е.И. Ушкова
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2017 г. N 2-57-4094/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017