Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО МГЛУ: В.В. Матвеевой,
ООО "Рельеф": И.И. Мязитова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее-Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем здания (сантехнические системы, электрооборудование и электроустановки, вентиляционные системы)(Закупка N 0373100104817000004) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N 10/18952 от 20.04.2017) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) отсутствия в аукционной документации объемов товаров, используемых при оказании услуг;
2) установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, а также требований которые вводят участников закупки в заблуждение.
1) Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в частности: Эмаль ПФ-115, Болты строительные с гайками и шайбами, Электроды, Волокно льняное N11, Краски масляные, Олифа, Шурупы с потайной головкой латунные, Дюбель, Винты самонарезающие, Резина техническая (пластина), Прорезиненная изоляционная лента для промышленного применения, Клей 88НП, Шнур асбестовый общего назначения тип 1, Шнур асбестовый общего назначения тип 2, Зажимные хомуты, Сталь листовая, Держатели пластиковые с защелкой, Гвозди строительные, Проволока, Шкурка шлифовальная на бумажной основе, Пленка полиэтиленовая, Известь негашеная комовая, Трубы электротехнические гофрированные, Кабель-канал, Лотки кабельные, Провод соединительный гибкий, Клипса для гофрированной трубы, Лента изоляционная хлопчатобумажная, Набивки сальниковые асбестовые, Кабели силовые, Кабели силовые.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных техническим заданием, и в каком объеме используются вышеуказанные материалы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком требований к вышеуказанным товарам без указания в аукционной документации при выполнении каких работ и в каком объеме используются данные товары нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, так как участникам закупки не представляется возможным определить объем используемых товаров, а также сформировать ценовое предложение.
2) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-установлены излишние требования к товарам, в частности пп. Болты строительные с гайками и шайбами (тощина покрытия от 6 до 50 мкм), Электроды (По толщине покрытия в зависимости от отношения D/d (D - диаметр покрытия, d- диаметр электрода, определяемый диаметром стержня)), Кабели силовые (Шаг скрутки: до 30* диаметров окружности, описанной по скрученным жилам), Электроды (Покрытие: не должно разрушаться при свободном падении электрода плашмя на гладкую стальную плиту с высоты 0,5 м или 1,0 м), Волокно льняное N11 (Массовая доля недоработки), Олифа (Содержание масла в олифе), Клей 88НП (Способ применения: клей необходимо наносить кистью по 1/2 слоя. Первый слой сушить 5-8 и/или второй - 1-3), Зажимные хомуты (Осуществление затяжки: крестовой отверткой или гаечным ключом до 7 мм; Количество повторных затяжек), Кабели силовые (Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании), Известь негашеная комовая (Должна иметь время гашения до 25 минут или более 25 минут), Провод соединительный гибкий (Диаметр проволоки 0,26 мм) и др.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с нормативной документацией, так, например, по п.Известь негашеная комовая (должна иметь время гашения до 25 минут или более 25 минут) требование установлено в соответствии с ГОСТ 9179-77 "Известь строительная. Технические условия".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 9179-77 значение параметра "время гашения" определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 22688-77 "Известь строительная. Методы испытаний".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
-п.10 "Винты самонарезающие" установлены требования: "Тип головки Потайная, Диаметр резьбы не менее 5 мм, Шаг резьбы не менее 2,0 мм, Высота головки не более 2,50 мм", а также установлено требование о соответствии характеристик товара ГОСТ 10621-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой для металла и пластмассы". В жалобе Заявителя указано, что согласно таблице 1 ГОСТ 10621-80 для вышеуказанных параметров установлен ряд конкретных значений. Кроме того, для винтов с диаметром резьбы не менее 5 мм минимальное значение высоты головки составляет 3,5 мм.
-п.2 "Болты строительные с гайками и шайбами" установлены требования: "Тип 1: Номинальный диаметр резьбы (d) до 30 мм, Шаг резьбы (P) От 2,0 мм". В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ Р ИСО 4016-2013 "Болты с шестигранной головкой. Класс точности С", требованиям которого должен соответствовать товар размеры болтов "Номинальный диаметр резьбы (d), шаг резьбы (Р) имеют ряд конкретных значений. Кроме того, согласно установленным требованиям к номинальному диаметру резьбы участник может указать болты любого диаметра, в том числе М5, М6, М8, М10, М12, М16, однако, согласно установленным требованиям к шагу резьбы Заказчику требуются болты от М20.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы в части установления неправомерных требований по товарам "Винты самонарезающие", "Болты строительные с гайками и шайбами".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ФГБОУ ВО МГЛУ обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ФГБОУ ВО МГЛУ
119034, г. Москва, ул. Остоженка,
д. 38/стр. 1
2. ООО "Рельеф"
142600, г. Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. АО "ЕЭТП"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4318/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
25.04.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта первого разряда отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
на основании решения Комиссии от 25.04.2017 по делу N 2-57-4318/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее-Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем здания (сантехнические системы, электрооборудование и электроустановки, вентиляционные системы)(Закупка N 0373100104817000004) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о конкратной системе и с учетом решения от 25.04.2017 по делу N 2-57-4318/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 25.04.2017 по делу N 2-57-4318/77-17.
6. Заказчику в срок до 10.06.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 апреля 2017 г. N 2-57-4318/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2017