Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 апреля 2017 г. N ОП07-06/2017-72
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в присутствии:
представителя Заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" (далее - МБУК "Районный Дом культуры"): директора МБУК "Районный Дом культуры" Рябовой Е.Ю. (приказ о назначении на должность N335-р от 06.12.2016 г.),
представителей уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Сюмсинский район",
в отсутствие представителя Заявителя - общества с ограниченной ответственностью "НОВОСТРОЙ" (далее - Заявитель), уведомленного надлежащим образом (в деле имеется уведомление NОП01-17-07/2597э от 21.04.2017 г.),
рассмотрев жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на положения Аукционной документации Заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБУК "Районный дом культуры" в с. Сюмси Удмуртской Республики (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300009217000020, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
20.04.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" на положения Аукционной документации Заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБУК "Районный дом культуры" в с. Сюмси Удмуртской Республики (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300009217000020).
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в положениях документации об Аукционе неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, являющихся предметом Аукциона.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика, представители Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснили, что дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, являющихся предметом Аукциона, установлено в соответствии с требованием Постановления Правительства России от 04.02.2015 г. N99.
Рассмотрев жалобу, устные и письменные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
05.04.2017 г. Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона, а также аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 000 970,00 рублей.
21.04.2017 г., 09:00 - дата и время окончания подачи заявок.
27.04.2017 г. - дата проведения Аукциона.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении Заказчиком в положениях документации об Аукционе дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, являющихся предметом Аукциона, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его обоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительное требование к наличию у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 установлен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, к участникам закупки которых устанавливаются дополнительные требования к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а так же документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Согласно позиции 2 приложения N1 к постановлению Правительства России от 04.02.2015 г. N99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 миллионов рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По смыслу приведенного предписания во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
В то же время к перечисленным работам строительным, в отношении которых устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, не относятся и работы по текущему ремонту.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту здания МБУК "Районный дом культуры" в с. Сюмси Удмуртской Республики.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "объект капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства.
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Пунктом 15 Раздела 2 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о наличии у участников закупки опыта исполнения одного контракта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион.
На основании вышеизложенного Заказчиком в положениях конкурсной документации неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, являющихся предметом Аукциона.
Заказчиком, установившим требование о наличии опыта выполнения работ, являющихся объектом закупки, к участникам Аукциона в нарушение требований Закона о контрактной системе, нарушены требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, установившего требование о наличии опыта выполнения работ, являющихся объектом закупки, к участникам Аукциона в нарушение требований Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выявленными нарушениями, Комиссия Удмуртского УФАС России приняла решение выдать Аукционной комиссии Заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБУК "Районный дом культуры" в с. Сюмси Удмуртской Республики (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300009217000020) предписание об отмене всех протоколов составленных при проведении закупки, Заказчику - МБУК "Районный дом культуры" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 31, 33, 64, статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВОСТРОЙ" на положения Аукционной документации Заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБУК "Районный дом культуры" в с. Сюмси Удмуртской Республики (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300009217000020), обоснованной.
2. Признать Заказчика - муниципальное бюджетное учреждение культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии Заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры Сюмсинского района "Районный Дом культуры" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту здания МБУК "Районный дом культуры" в с. Сюмси Удмуртской Республики (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300009217000020) предписание об отмене всех протоколов составленных при проведении закупки, Заказчику - предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика по части 4, статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке в Арбитражный суд Удмуртской Республики либо в течение одного месяца в ФАС России.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 апреля 2017 г. N ОП07-06/2017-72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017