Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 апреля 2017 г. N 442-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" - <_>;
- заявителя ООО "СпецАвтоБаза" - <_>,
рассмотрев жалобу ООО "СпецАвтоБаза" (622048, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Авангардная, д. 48) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" (далее по тексту - ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ") (623854, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Комсомольская, 72), его комиссией при проведении электронного аукциона на услуги по вывозу и уничтожению медицинских отходов класса "Г" с территории ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" в 2017 году (извещение N 0362200063717000029) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "СпецАвтоБаза" (вх. N 01-5776 от 05.04.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ", его комиссией при проведении электронного аукциона на услуги по вывозу и уничтожению медицинских отходов класса "Г" с территории ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" в 2017 году (извещение N 0362200063717000029) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что требования к участникам закупки и требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе, указанные в аукционной документации N 0362200063717000029, нарушают положения Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.03.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362200063717000029 и аукционная документация на услуги по вывозу и уничтожению медицинских отходов класса "Г" с территории ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" в 2017 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 100 000, 00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе такое требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в п. 13.1 части I "Общая часть" аукционной документации установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе:
- наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, полученной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
и/или
- наличие действующей лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, полученной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 30 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
В п. 14.2 части I "Общая часть" аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в электронном аукционе. В соответствии с указанными требованиями в составе второй части заявки необходимо предоставить в том числе: копии документов, подтверждающих соответствие Участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, полученной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
и/или
- наличие действующей лицензии на осуществление деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, полученной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 30 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу ч. 1.1 ст. 15 Закона о лицензировании приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.
Согласно п. 1 Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Согласно п. 11.2 части I "Общая часть" аукционной документации детальное описание объекта закупки, содержится в Части II "Описание объекта закупки".
В п. 1 части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчик установил виды оказываемых услуг: услуги по транспортировке и уничтожению медицинских отходов класса "Г".
Законом об отходах производства и потребления не установлено понятие "уничтожение отходов". Вместе с тем, указанным Законом урегулировано понятие "обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду" (статья 1).
Поскольку объектом закупки являются услуги по транспортировке и уничтожению отходов, то требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности, а также требование во второй части заявки предоставления указанной лицензии, установлены в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Также установлено, что согласно пп. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании в редакции от 31.12.2014 г. лицензированию подлежала только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Поскольку Законом о лицензировании в редакции от 31.12.2014 г. не требовалось лицензирование деятельности по сбору, транспортированию отходов I - IV классов опасности (указанная деятельность является предметом закупки), а действующим Законом о лицензировании данное требование установлено, то требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, полученной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также требование во второй части заявки предоставления указанной лицензии, не соответствуют требованиям действующего законодательства о лицензировании (пп. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании), а следовательно нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба обоснованна.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системы содержать признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
На основании ч. 3 ст. 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы класса Г в соответствии с указанной таблицей 1 - это лекарственные средства (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, отходы сырья и продукции фармацевтических производств, ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование, отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, системе освещения и другие.
В силу ч. 1.1 ст. 15 Закона о лицензировании приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.
Согласно п. 1 Положения о лицензировании по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В соответствии с п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. В указанном каталоге отходов под кодом 7 47 800 00 00 0 указаны отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов; под кодом 7 47 840 00 00 0 указаны отходы при обезвреживании медицинских отходов; под кодом 7 47 841 11 49 4 - зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция. Указания на иные медицинские отходы в Федеральном классификационном каталоге отходов отсутствуют.
Как указал представитель заказчика, в связи с тем, что медицинские отходы исключены из ФККО 2014 г., то лицензии, выдаваемые в соответствии с требованиями Закона о лицензировании не могут предусматривать и не предусматривают в приложении наименование каких-либо медицинских отходов. Также представитель заказчика указал, что медицинские отходы класса "Г" приравнены к токсикологически опасным отходам 1 - 4 классов опасности, следовательно, обращение с ними требует соответствующей лицензии, такое требование установлено в аукционной документации без поименованных медицинских отходов класса "Г" в приложении к лицензии.
Представителем заявителя жалобы доказательства о возможности включения в приложение к лицензии все наименования медицинских отходов класса "Г" по ФККО представлено не было.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности указанного довода заявителя жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СпецАвтоБаза" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, включившего в аукционную документацию N 0362200063717000029 при ее разработке вышеописанные ненадлежащие требования к участнику закупки и требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в аукционе, с документами, удостоверяющими личность, и документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж ____________ 2017 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 442-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
11.04.2017 г. г. Екатеринбург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
на основании решения N 442-З от 11.04.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница", его комиссии в срок до 05.06.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона (извещение N 0362200063717000029), путем отмены всех составленных в ходе проведения закупки протоколов, внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N 442-З от 11.04.2017 г., продления срока подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение п. 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Ирбитская центральная городская больница" в срок до 13.06.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84 или по адресу электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 апреля 2017 г. N 442-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017