Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 апреля 2017 г. N 05-96/17
резолютивная часть решения объявлена 28.04.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 03.05.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Индивидуального предпринимателя Шериева Хажисмела Ибрагимовича (далее - ИП Шериев Х.И., заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/1035 от 24.04.2017 г., в том числе путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы, на рассмотрение не явился, представив ходатайство о рассмотрении поданной жалобы в его отсутствие;
при участии:
от Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) Битуева Аслана Хасановича, действующего на основании доверенности N22-01-10/2384 от 26.04.2017 года,
рассмотрев жалобу ИП Шериева Х.И. на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200000717000007 "ЭД1 "Поставка учебно-лабораторного оборудования" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ИП Шериева Х.И. на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, в извещении о проведении аукциона установлены требования к участникам закупки в старой редакции, в частности, не установлены пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; пункты.7.3 и 7.4 проекта государственного контракта противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - ПП 1063); в извещении о проведении электронного аукциона при определении кода ОКДП2 заказчиком выбран код 85.12.12.000 (Услуги в области общего начального образования прочие), тогда как объектом закупки является поставка товара с кодами: 26.51.42.120 "Осциллографы электронно-лучевые"; 33.20.43.160 "Приборы цифровые электроизмерительные комбинированные": 31.10.50.140 "Блоки питания для аппаратуры электросвязи, вычислительных машин и их узлов"; ОКПД 2: 33.20.44.191 "Генераторы сигналов"; 28.62.30.155 "Ножницы ручные для резки металла"; 29.71.23.730 "Утюги электрические с пароувлажнением (включая беспроводные утюги)"; 28.62.30.999 "Инструменты ручные прочие, не включенные в другие группировки" и.т.д.При объединении товаров в один лот заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в аукционе; указанные по позиции 2 "паяльная станция" характеристики в разделе II требовании к поставляемым товарам подходит только паяльная станция одной марки и модели ELEMENT 853D; по позиции 6 "Настольный мультиметр" заказчиком не указаны единицы измерения: "Точность: 0,0024 + 0,0005"; "Точность не менее 0,06 + 0,03". Так же по позиции 7 "Мультиметр Тип1" заказчиком не указаны единицу измерения разрядности: "Разрядность дисплея не менее 6000"; по позиции 47 Заказчик указывает товарные знаки, сопровождая их словами "или аналог", при этом не устанавливает параметры (значения) эквивалентности
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку в отношении заказчика; выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 27 и 28 апреля 2017 года, представитель заказчика представил письменные пояснения для приобщения к материалам дела, согласно которым в пункте 2 и пункте 13 раздела I Аукционной документации, Приложении N 2 раздела III - содержится указанное требование пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В письменных пояснениях заказчика обращается внимание на то, что в силу статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, контракт составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона. При составлении проекта контракта заказчик не может знать, по какой цене будет заключен контракт. Размеры штрафов при исполнении контракта будут установлены в зависимости от цены контракта, и будут определяться в соответствии с требованиями ПП 1063. Из пояснений следует, что Заказчик самостоятельно определяет объект закупки. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе объединение в один лот оборудования обусловлено тем, что они функционально и технологически взаимосвязаны. Поставляемые товары состоят из взаимосвязанного и однотипного оборудования, которое будет использовано в качестве учебно-наглядного и учебно-лабораторного оборудования для организации учебного процесса в детском технопарке ГБОУ "Детская академия творчества "Солнечный город". Аукционная документация не содержит требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Документация об электронном аукционе содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом в документации указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Любой участник закупки может предложить товар, соответствующий требованиям аукционной документации. Заявитель в жалобе не представил документы и сведения, подтверждающие, что установленные заказчиком требования к товарам (к паяльной станции) ограничивают количество участников размещения заказа.
На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Шериева Х.И., письменные пояснения заказчика, проанализировав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.03.2017 г. 20:53 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0104200000717000007 "ЭД1 "Поставка учебно-лабораторного оборудования" для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 3 492 914.00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 27.03.2017 г. 20:53 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 24.04.2017 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 25.04.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 28.04.2017 г.
На участие в электронном аукционе была подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям документации об аукционе. В силу части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 09.01.2017 года, дополнена статья 31 Закона о контрактной системе пунктами 7, 7.1, в частности, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные требования носят императивный характер и заказчики обязаны устанавливать соответствующие требования к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В извещении о проведении аукциона указанные требования заказчиком не установлены, но вместе с тем, в документации об аукционе (пункт 13. Требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 документации об аукционе) требования части 1 статьи 31 предусмотрены в действующей редакции.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, документации об аукционе условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами не установлены. В извещении о проведении электронного аукциона при определении кода ОКДП2 заказчиком неверно выбран код 85.12.12.000 (Услуги в области общего начального образования прочие). Между тем, объектом закупки являются не услуги, а поставка товара.
В рамках пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к поставляемым товарам документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В разделе II документации об электронном аукционе "Требования к поставляемым товарам" по позиции 6 "Настольный мультиметр" не указна единица измерения: "Точность: 0,0024 + 0,0005"; "Точность не менее 0,06 + 0,03". ТПо позиции 7 "Мультиметр Тип1" заказчик не указал единицу измерения разрядности, написав: "Разрядность дисплея не менее 6000".
Данное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты электронного аукциона N0104200000717000007 "ЭД1 "Поставка учебно-лабораторного оборудования".
На основании части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155) определяется условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, указанных в прилагаемой таблице.
В пункте 12 извещения о проведении аукциона предусмотрено о применении Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 с декларированием страны происхождения поставляемого товара со ссылкой на положения об ответственности за достоверность сведений о стране происхождения товара.
Согласно пункту "а" части 8 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, не применяется в случаях, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155.
Предмет государственного контракта является поставка учебно-лабораторного оборудования не содержится в таблице, указанной в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155, в силу пункта "а" части 8 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 к отношениям, указанным к настоящему государственному контракту, положения Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 не применяются.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Кабардино-Балкарского УФАС России установлено, что в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системы в пункте 7.4 части 7 проекта государственного контракта установлен размер штрафа - 2,5% от цены государственного контракта, тогда как в соответствии с пунктом "б" части 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - ПП от 25.11.2013 N1063) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде - 2 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 7.3 части 7 проекта государственного контракта предусмотрен размер штрафа - 10% цены государственного контракта. Однако, на основании пункта "б" части 4 ПП от 25.11.2013 N1063 за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей. Следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе допущены нарушения Закона о контрактной системе.
В пункте 5.3.3 части 3 проекта государственного контракта заказчиком предусмотрено, что "с письменного согласия Государственного заказчика привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субпоставщиков. При этом Поставщик несет ответственность перед Государственным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субпоставщиками. Привлечение субпоставщиков не влечет за собой изменение стоимости и количества товаров по настоящему Контракту".
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
На основании части 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.
Предметом государственного контракта выступает "Поставка учебно-лабораторного оборудования", следовательно, указание в проекте государственного контракта (пункт 5.3.3 части 3 проекта контракта) требование о письменном согласовании с Заказчиком привлечение поставщиком субпоставщиков (третьих лиц) незаконно, так как противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации. Также Комиссией УФАС по КБР не принимаются во внимание пояснения представителя заказчика в части того, что предмет государственного контракта является специфичным для определенной категорий, в связи с этим, для заказчика важно кто будет осуществлять обязательства подрядчика, так как в рамках части 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений части 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Шериев Х.И. частично обоснованной.
2.Признать в действиях Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Министерству образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 апреля 2017 г. N 05-96/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017