Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 апреля 2017 г. N ЭА-664/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Гавриловой <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - Новороссийской таможни при проведении электронного аукциона: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0318100006717000028) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к товарам, а также требования к упаковке товаров.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Новороссийской таможней проводился электронный аукцион: "Поставка канцелярских принадлежностей" (извещение N 0318100006717000028).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 172 140,69 рублей.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе IV Техническая часть документации об электронном аукционе установлены следующие требования товарам:
N |
Наименование товара и его технические характеристики |
1 |
Устройство для извлечения скоб от степлера |
· Тип устройства - механическое | |
· Материал механизма - химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью | |
· Материал корпуса - неметаллический, органический материал, имеющий отличную антикоррозийную устойчивость, хорошие свойства тепло- и электроизоляции | |
· Форма - эргономичная | |
· Наличие фиксатора - да | |
· Материал фиксатора - макромолекулярный материал, полученный на основе синтетических или естественных полимеров | |
· Предназначение - удаление скоб N10, N24/6, N26/6 | |
· Цвет - ассорти | |
· Наличие упаковки - да | |
· Материал упаковки - материал с массой квадратного метра не менее 150 г, состоящий преимущественно из растительных волокон, в котором могут содержаться проклеивающие вещества, минеральные наполнители, химические и натуральные волокна, пигменты и красители | |
2 |
Блок для записей |
· Размер - не менее 80x80 мм и не более 85x85 | |
· Бумага - офсет, не менее 60 г/м2 и не более 65 г/м2 | |
· Высота блока - не менее 83 мм и не более 89 мм | |
· Вид блока - не проклеенный. | |
· Наличие упаковки - да | |
· Материал упаковки - материал на основе термополимеров | |
3 |
Блок для записей |
· Размер - 76x76 мм | |
· Бумага - не более 65 г/м2 | |
· Высота блока - не менее 6,5 мм и не более 7,5 мм | |
· Вид блока - самоклеящийся. | |
· Цвет - ассорти | |
· Наличие упаковки - да | |
· Материал упаковки - материал на основе этилена, бесцветный, прозначный, влагонепроницаемый, морозостойкий | |
4 |
Штамп |
· Возможности штампа - ставит печать с указанием даты | |
· Вид даты - с указанием месяца буквами | |
· Размер оттиска - 20 мм4 мм | |
· Сменная подушка - в комплекте, заправлена краской синего цвета. | |
· Наличие упаковки - да | |
· Материал упаковки - материал с массой квадратного метра не менее 200 г, состоящий преимущественно из растительных волокон, в котором могут содержаться проклеивающие вещества, минеральные наполнители, химические и натуральные волокна, пигменты и красители | |
5 |
Устройство для пробивания отверстий в бумаге |
· Тип устройства - механическое | |
· Материал механизма, корпуса и ножей - химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью | |
· Пробивная способность - не менее 20 листов | |
· Количество ножей - 2 шт | |
· Вид ножа - стержневой | |
· Наличие бумагоприемника - да | |
· Материал бумагоприемника - макромолекулярный материал, полученный на основе синтетических или естественных полимеров | |
· Наличие линейки - да | |
· Материал линейки - макромолекулярный материал, полученный на основе синтетических или естественных полимеров | |
· Цвет - ассорти | |
· Наличие упаковки - да | |
· Материал упаковки - материал с массой квадратного метра не менее 150 г, состоящий преимущественно из растительных волокон, в котором могут содержаться проклеивающие вещества, минеральные наполнители, химические и натуральные волокна, пигменты и красители | |
41 |
Штамп |
· Тип штампа - самонаборный | |
· Количество строк - 2шт | |
· Наличие кассы - да | |
· Размер оттиска - 7010 мм | |
· Сменная подушка - в комплекте, заправлена краской синего цвета. | |
· Наличие упаковки - да | |
· Вид упаковки - блистер с европодвесом |
Заказчиком установлены требования упаковке товаров, а также к материалу упаковки, такие как: блистер с европодвесом, Материал упаковки - материал с массой квадратного метра не менее 150 г, состоящий преимущественно из растительных волокон, в котором могут содержаться проклеивающие вещества, минеральные наполнители, химические и натуральные волокна, пигменты и красители, Материал упаковки - материал на основе этилена, бесцветный, прозначный, влагонепроницаемый, морозостойкий и т.д.
Гражданский кодекс Российской Федерации подобных требований к упаковке, а также требования к материалу упаковки не устанавливает.
Кроме того, в аукционной документации установлены требования к химическому составу, физическим свойствам материалов, используемых при изготовлении товаров (например, Материал механизма - химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью, Материал корпуса - неметаллический, органический материал, имеющий отличную антикоррозийную устойчивость, хорошие свойства тепло- и электроизоляции, Материал бумагоприемника - макромолекулярный материал, полученный на основе синтетических или естественных полимеров, Материал линейки - макромолекулярный материал, полученный на основе синтетических или естественных полимеров и аналогичные).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки, а также требование к указанию составу упаковки, что не является функциональной, технической, качественной характеристикой используемых материалов, нарушает требования ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что заказчик "замаскировал" простые наименования товаров: п.1- устройство для извлечения скоб от степлера, п.5,6,7,8 - устройство для пробивания отверстий в бумаге и т.д.
Правила описания наименований товаров Закон о контрактной системе не регулирует. Кроме того, Заявитель обладает информацией о требуемых товарах.
Также, Заявитель считает, что в п.78 объединены разные товары: папка планшет и пластиковый флакон, при этом, не указано конкретное количество каждого товара.
N |
Наименование товара и его технические характеристики |
Кол-во |
Ед. |
Не более цены за ед. (руб.) |
Сумма не более (руб.) |
78 |
Папка-планшет |
30 |
шт. |
107,4 |
3222 |
- Материал - пластик | |||||
· Наличие крышки - да | |||||
· Прижим - верхний | |||||
· Фактура - матовая, шероховатая | |||||
· Цвет - черный | |||||
· Пластиковый флакон с дозатором | |||||
· Объем - не менее 28 мл |
Документы, подтверждающие невозможность объединения данных товаров, не приложены. Количество поставляемого товара указано в аукционной документации в графе количество (по п.78 - 30 шт.).
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гавриловой <_> обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.3) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - Новороссийской таможни нарушение п.1), п.3) ч.1 ст.33, п.1) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - Новороссийской таможни (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 апреля 2017 г. N ЭА-664/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017