Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 апреля 2017 г. N 04-01/146-2017
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Члены Комиссии:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" (г. Москва) на действия Заказчика - МКУ МО Ямальский район "Ямальская служба заказчика" (ИНН: 8909002458) при осуществлении закупки на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Сеяха" (извещение N 0190300000417000225http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" на действия Заказчика - МКУ МО Ямальский район "Ямальская служба заказчика" (ИНН: 8909002458) при осуществлении закупки на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Сеяха" (извещение N 0190300000417000225http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
Уполномоченным органом Управлением муниципального заказа и торговли Администрации МО Ямальский район было размещено извещение N 0190300000417000225 о проведении электронного аукциона в единой информационной системе 06 апреля 2017 года.
Заказчик - МКУ МО Ямальский район "Ямальская служба заказчика" Уполномоченный орган - Администрация Пуровского района.
Объект закупки: выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Сеяха".
Начальная (максимальная) цена контракта - 184 445 450,00 руб.
По мнению заявителя, Аукционная документация разработана с нарушениями Закона о контрактной системе.
Согласно доводам, изложенным в жалобе Заказчик в документации об аукционе установил ненадлежащее требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В указанном Перечне содержится в том числе позиция: "33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" (далее - работы по генподряду).
Требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Относительно доводов изложенных Заявителем в своей жалобе, Заказчиком представлены следующие возражения.
Требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением Закона о контрактной системе.
Данная позиция отражена в письме Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2011 г. N ИА/19714 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства" (прилагается). Кроме этого, в вышеуказанном Законе о контрактной системе, части 3.1 статьи 52 ГрК РФ законодательно конкретно не установлено требование о необходимости указания конкретного вида работ к работам по организации строительства.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком в заявке на осуществление закупки N 2 от 27.03.2017 г., направленной в уполномоченный орган на осуществление функций по определению исполнителей (Управление муниципального заказа и торговли Администрации МО Ямальский район), и аукционной документации было предусмотрено соответствующее законодательству РФ требование к участникам закупки о необходимости предоставления в составе заявки копии свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ только с наличием группы 33 без указания конкретного вида работ, предусмотренного данной группой Перечня (в данном случае пункт 33.3 из списка пунктов 33.1-33.13).
Заказчик поясняет, что запросов о разъяснении положений аукционной документации от Заявителя ООО "НОВОСТРОЙ" не поступало.
В данном случае, осуществляется закупка на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Сеяха".
Описание объекта закупки, содержащееся в аукционной документации, и специфика предмета подлежащего заключению муниципального контракта явно подразумевает необходимость наличия допуска к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по группе 33 с наличием подпункта 33.3 (Жилищно-гражданское строительство) Перечня.
Другие подпункты данной группы 33 никоим образом не отражают специфику объекта закупки - для понимания этого, участникам закупки необходимо иметь минимальные знания и опыт в области строительства.
Заказчик считает, что объект закупки не относится к п. 33.2.3 (Аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры) или к п. 33.9 (Объекты речного транспорта) и т.д.
Между тем Комиссией в заседании установлено следующее.
В п. 24 Информационной карты документации об электронном аукционе к участникам закупки установлены требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Перечень документов (или копии документов), подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 закона N44- ФЗ:
- копия свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624), выдаваемых с 1 января 2009 года саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ на следующие виды работ: наличие у участника размещения заказа допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
- свидетельство о вступлении в СРО по видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, с наличием группы 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
В случае отсутствия соответствующего допуска на отдельные виды работ у Генподрядчика, он вправе привлечь на выполнение отдельных видов работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующими допусками на отдельные виды работ СРО.
В приложении 3 документации об электронном аукционе раздела 5 Муниципального контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций для выполнения работ предусмотренных аукционной документацией.
П. 5.1. Муниципального контракта предусматривает, что Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту других лиц (далее субподрядчиков). В этом случае Подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, требование к составу второй части заявки установлено заказчиком в соответствии с положениями статьи 66 Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган представил возражения, из которых установлено.
Аукционная документация не содержит требования о том, что у участника закупки должен быть полный перечень подпунктов пункта 33 Приказа N 624 и, следовательно, участник закупки, обладающий свидетельством СРО по видам работ "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)", в котором отсутствует расшифровка (перечисление всего ряда подпунктов), будет признан соответствующим требованиям документации и Закону о контрактной системе.
Предмет закупки "Выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Сеяха"" явно по характеру работ относится к виду "Жилищно-гражданское строительство".
Описание объекта закупки, содержащееся в аукционной документации, и специфика предмета подлежащего заключению муниципального контракта явно подразумевает необходимость наличия допуска к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по группе 33 с наличием подпункта 33.3 (Жилищно-гражданское строительство) Приказа N 624.
Уполномоченным органом представлены сведения о том, что до окончания приема заявок ни одного запроса разъяснений по аукционной документации не поступало, на аукцион подано 2 заявки от участников, по итогам рассмотрения первых частей допущены все участники, следовательно, положения аукционной документации закупки понятны всем предполагаемым участникам.
Заявитель не представил сведений и доказательства подтверждающие, что его права нарушены и ограничены как участника закупки.
Заявителем не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии допуска СРО с видом работ, предусмотренным пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ с учетом специфики предмета подлежащего заключению муниципального контракта, и предоставления такого документа в составе заявки на участие в электронном аукционе, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Ввиду изложенного, а также учитывая наименование объекта закупки, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что заказчиком в документации об электронном аукционе правомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства в рамках п. 33. Перечня, утвержденного Приказом N 624, доводы жалобы в обозначенной части не обоснованы.
ООО "НОВОСТРОЙ" не представило доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования к участникам закупки влекут за собой невозможность заполнения заявки и приводят к ограничению количества участников закупки.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" (г. Москва) на действия Заказчика - МКУ МО Ямальский район "Ямальская служба заказчика" (ИНН: 8909002458) при осуществлении закупки на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Спортивно-оздоровительный комплекс в с. Сеяха" (извещение N 0190300000417000225http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 апреля 2017 г. N 04-01/146-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017