Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 апреля 2017 г. N ФКС17/109
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России<_>.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
ведущий специалиста-эксперта <_>.,
специалиста-эксперта <_>.,
от заказчика: Отдел ЖКХ, газификации, строительства, транспорта и связи администрации Сорокинского муниципального района (далее также - заказчик) <_>. Заместитель главы, начальник отдела ЖКХ, газификации, строительства, транспорта и связи администрации,
в отсутствии заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "САРАТОВТЕХНОПРОДУКТ" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "САРАТОВТЕХНОПРОДУКТ" на действия заказчика - Администрации Сорокинского муниципального района при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300001117000004) на ремонт тепловых сетей (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 21.04.2017 года в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 24.04.2017 г. N 169 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:
1. Заказчиком не опубликованы ни содержание предмета запроса на разъяснение документации, ни ответа на направленные ему запросы разъяснений.
2. Заявитель в жалобе указывает, что в документации электронного аукциона установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменном возражении (письмо от 25.04.2017 N 2278).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Отдел экономики администрации Сорокинского муниципального района выступил организатором проведения электронного аукциона на ремонт тепловых сетей с начальной (максимальной) ценой контракта 4 335 193.00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167300001117000004.
1. Довод о том, что Заказчиком не опубликованы ни содержание предмета запроса на разъяснение документации, ни ответа на направленные ему запросы разъяснений, Комиссия считает не обоснованным по следующим причинам:
Согласно части 4 статьи 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений заказчик размещает в единой информационной системе в сфере закупок соответствующие разъяснения при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пояснения Заказчика поступило два запроса на разъяснения положения документации. На первый запрос N 565680 от 04.04.2017 г., на основании ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе внесены изменения в документацию об электронном аукционе. На второй запрос N 566144 от 05.04.2017 г. разъяснения опубликованы 07.04.2017 года, так на основании ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе внесены изменения в документацию об электронном аукционе. Так же заказчик приложил скриншоты с официального сайта ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, что подтверждает пояснения Заказчика.
Заявитель в своей жалобе не указал и не представил надлежащих доказательств (документов) о том, что им был направлен запрос, на который он не получил ответ.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действия Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
2. Довод о том, что участнику закупки необходимо предоставить показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, Комиссия считает обоснованным по следующим причинам.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Приложении "Сведения о товарах (материалах) используемых при выполнении работ" установлены требование к товарам:
п. 1. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон по ГОСТ 9128-2009 для устройства верхних слоев покрытий автодорог
Средняя плотность 2,40 - 2,60 г/см3
Сцепление битумов с поверхностью минеральной части. не менее 4 (хорошее) балл.
Изучив ГОСТ Комиссия установила, что в составе требований ГОСТ 9128-2009 не содержится требований к характеристике смеси "сцепление битумов с поверхностью минеральной" и "средняя плотность".
Комиссия в данном случае считает необходимым применить позицию ФАС России изложенную в письме от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта (ГОСТ), а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Однако, Комиссия установила, что в документации о закупке не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных ГОСТом.
Так же заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Приложении "Сведения о товарах (материалах) используемых при выполнении работ" установлены требование к товарам:
п. 2. Эмульсии битумные дорожные по ГОСТ Р 52128-2003 для обработки оснований и (или) нижних слоев покрытий автомобильных дорог
Условная вязкость от 10 до 65 сек. при 20 С0
В соответствии с разделом 7.5 ГОСТ Р 52128-2003 Определение условной вязкости
Сущность метода заключается в определении времени истечения 50 мл эмульсии из вискозиметра через сточное отверстие диаметром 3 мм
7.5.1 Средства контроля (измерений), аппаратура, материалы, вспомогательные устройства
Аппарат для определения условной вязкости нефтяных битумов ВУБ-1 или аналогичного типа, если диаметр сточного отверстия в рабочем цилиндре и отметка уровня его заполнения соответствует аппарату ВУБ-1.
Секундомер.
Бензин.
Цилиндр стеклянный мерный вместимостью 100 мл по ГОСТ 1770.
Таким образом Участником не возможно определить значение Условной вязкости эмульсии не имея данный товар в наличии и не обладая специализированной лабораторией.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)
Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требования к физико-химическим показателям товара, применяемого при выполнении не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ
Так же Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Приложении "Сведения о товарах (материалах) используемых при выполнении работ" установлены требование к товарам:
п. 3 Трубы стальные в пенополиуретановой изоляции толщина стенки не менее 4,5
п. 4 Трубы стальные в пенополиуретановой изоляции толщина стенки не менее 4,0
п. 5 Трубы стальные в пенополиуретановой изоляции толщина стенки не менее 3,0 не указана единица измерения толщины стенки, в связи, с чем не представляется возможным определить соответствие требований Заказчика к значению вышеуказанной характеристики.
Изучив аукционную документацию Комиссия считает, что отсутствие в п. 3,п. 4, п. 5 едниц. измерен. толщины стенки затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, в том числе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с нормоположениями п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Порядок заключения контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности по результатам электронного аукциона, регламентирован следующими положениями Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В документации об электронном аукционе имеется инструкция по заполнению первой части заявки, согласно которой участник оформляет конкретные показатели (сведения) в табличном варианте, в соответствии с Приложением Описание объекта закупки (техническое задание) документации об электронном аукционе.
Комиссий установлено, что участником в первой части заявки представлены конкретные показатели (характеристики) товаров. Однако Проектом контракта не предусмотрена возможность включения представленных показателей (характеристик) товара участником закупки в первой части заявки.
Кроме того, п. 1.2 Проекта контракта перечень и содержание выполняемых Работ определяются Сметой, однако Приложение (Локальный сметный расчет) так же не включен в Проект-контракта.
Таким образом, комиссия приходит к выводу, что Заказчик нарушил ч. 1 ст. 34, ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе не включив в проект контракта показатели (сведения) в табличном варианте, в соответствии с Приложением (требование к материалам) документации об электронном аукционе, Приложение (Локальный сметный расчет).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию (реестровый номер закупки 0167300001117000004), продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "САРАТОВТЕХНОПРОДУКТ" на действия заказчика - Администрации Сорокинского муниципального района при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300001117000004) на ремонт тепловых сетей обоснованной в части необъективного описания закупки.
2. Признать заказчика - Отдел ЖКХ, газификации, строительства, транспорта и связи администрации Сорокинского муниципального района нарушившим нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 64 ч. 1 ст. 34, Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300001117000004).
3. Выдать Отделу ЖКХ, газификации, строительства, транспорта и связи администрации Сорокинского муниципального района, Отделу экономики администрации Сорокинского муниципального района обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию, продление сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 апреля 2017 г. N ФКС17/109
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017