Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 апреля 2017 г. N 06-310/17т
изготовлено в полном объеме 25 апреля 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Электромонтаж" (далее по тексту - ООО "Электромонтаж", заявитель): о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) (далее по тексту - аукционная комиссия уполномоченного органа, Госкомзакупок РС(Я)): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту - заказчик): Семенов А.Л. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Электромонтаж" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Многофункциональный спортивный зал для адаптивных видов спорта в с. Бетюнцы Амгинского улуса" (извещение N 0116200007917000512), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
13 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Электромонтаж" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Многофункциональный спортивный зал для адаптивных видов спорта в с. Бетюнцы Амгинского улуса" (извещение N 0116200007917000512).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 20 апреля 2017 года в 10 часов 45 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
Из жалобы ООО "Электромонтаж" следует, что заявителем обжалуются действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по признанию второй части заявки ООО "ВСК" не соответствующей требованиям аукционной документации.
Указывают, что в аукционной документации к участникам закупки установлено следующее требование: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
По мнению ООО "Электромонтаж" формулировка указанного требования с одновременным использованием союзов "и" и "или" позволяет участникам закупки продекларировать соответствие одному из двух перечисленных в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, действия аукционной комиссии заказчика по отклонению участников закупки по причине отсутствия в декларации о соответствии требованиям вышеуказанной информации, являются неправомерными.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены протокола подведения итогов электронного аукциона.
Представитель аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) с жалобой не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пункт 32 Информационной карты содержит в себе следующие: "требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ - установлено". В инструкции по заполнению второй части заявки установлено требование о предоставлении декларации в редакции аналогичной редакции пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Заявка ООО "Электромонтаж" содержит в себе декларацию, при этом, в указанном документе не продекларировано отсутствие у руководителя и главного бухгалтера судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
Указанное в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование в виде отсутствия судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, означает, что у участника закупки должна отсутствовать судимость за:
- преступления в сфере экономики и преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
- преступления в сфере экономики или преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ,
что в обоих случаях равнозначно и обязывает участников закупки декларировать отсутствие обеих "категорий" судимости.
Указанный вывод подтверждается следующим.
Новая редакция пункта 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также п. 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе введены Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно пояснительной записке к проекту данного Федерального закона реализация законопроекта создаст конкурентные преимущества для тех юридических лиц (участников закупки), которые приняли необходимые меры по предупреждению коррупции и не допустили фактов незаконного вознаграждения от имени юридического лица. В заключении от 14.10.2016 N3.8-6/16 Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству по проекту данного Федерального закона указано, что законопроектом предлагается внести изменения в статью 31 Федерального закона в части дополнения единых требований, предъявляемых к участнику закупки, а именно установить в качестве требований отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, предусмотренные статьями 289 "Незаконное участие в предпринимательской деятельности", 290 "Получение взятки", 291 "Дача взятки" и 291.1 "Посредничество во взяточничестве" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, воля законодателя данными поправками направлена на исключение из числа участников закупок лиц, судимых за коррупционные преступления.
При таких обстоятельствах, аукционная комиссия уполномоченного органа обоснованно отклонила заявку ООО "Электромонтаж"
Также указывает, что на основании предписания по делам N06-247/17т, N06-259/17т протоколы по данной закупке в настоящий момент отменены, в связи с чем права и законные интересы ООО "Электромонтаж" не нарушаются.
Просит признать жалобу ООО "Электромонтаж" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика с жалобой не согласился, поддержал позицию аукционной комиссии уполномоченного органа, а также пояснил, что для участия в данном электронном аукционе участникам закупки надлежало продекларировать свое соответствие всем условиям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - и об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и об отсутствии у указанных лиц судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также о неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.03.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 172 060 631,24 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки (ООО "Электромонтаж");
6) вторая часть заявки единственного участника электронного аукциона (ООО "Электромонтаж") признана не соответствующей требованиям аукционной документации. Электронный аукцион признан не состоявшимся.
7) на основании предписания по делам N 06-247/17т, N06-259/17т все протоколы, составленные при проведении электронного аукциона отменены. На момент рассмотрения дела контракт по итогам закупки не заключен.
Комиссия считает жалобу ООО "Электромонтаж" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007917000512-3 от 07 апреля 2017 года основанием для признания второй части заявки заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации явилось следующее:
"На основании п.1 ч.6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ признать заявку несоответствующей в связи с непредставлением документов, информации, предусмотренных документацией ЭА.
Участником не представлены документы, предусмотренные п.32 части 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе (Декларация о соответствии требованиям к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктом 7 отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).".
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
7. отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
7.1 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 32 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе указано, что к участникам закупки установлены требования в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В подпункте 2 пункта 2.1 подраздела 2 "Вторая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о соответствии требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Проанализировав вторую часть заявки ООО "Электромонтаж" Комиссия установила отсутствие в декларации о соответствии участника закупки заявления о соответствии пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части отсутствия у участника закупки - физического лица судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
При этом в ходе рассмотрении дела представитель заказчика пояснил, что участникам закупки надлежало продекларировать свое соответствие всем условиям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - и об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и об отсутствии у указанных лиц судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также о неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит императивное указание об обязанности участников закупки по декларированию соответствия требованиям пунктов 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в составе вторых частей своих заявок.
Также Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено право участника закупки обратиться к заказчику за разъяснениями положений документации об электронном аукционе и получить такие разъяснения.
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ООО "Электромонтаж" обращалось к заказчику с запросом разъяснений в части требований, установленных к составу декларации, предоставляемой участниками закупки в целях подтверждения своего соответствия требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах, действия аукционной комиссии Госкомзакупок РС(Я) по признанию второй части заявки участника закупки ООО "Электромонтаж", не декларировавшего отсутствие у участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, не соответствующей требованиям аукционной документации, являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе. Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
Кроме того, материалами дела установлено, что на момент рассмотрения жалобы ООО "Электромонтаж" уполномоченным органом во исполнение предписания Якутского УФАС России, выданного по результатам рассмотрения дел N 06-247/17т, N06-259/17т, отменены все протоколы составленные при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Многофункциональный спортивный зал для адаптивных видов спорта в с. Бетюнцы Амгинского улуса" (извещение N 0116200007917000512).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Электромонтаж" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ на условиях "под ключ" по объекту: "Многофункциональный спортивный зал для адаптивных видов спорта в с. Бетюнцы Амгинского улуса" (извещение N 0116200007917000512) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 апреля 2017 г. N 06-310/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2017