Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2017 г. N 06-317/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Азбука вкуса" (далее также - ООО "Азбука вкуса", Общество, заявитель): Жирохов Н.Я., Соловьев А.А. (представители по доверенностям);
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Попов С.А. (представитель по доверенности);
от заказчика Управления делами Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее также - Управление, заказчик): Николаев К.Ю. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Азбука вкуса" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку чистой питьевой негазированной воды в пластиковых бутылках (изв. N 0116200007917001278), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
17 апреля 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Азбука вкуса" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку чистой питьевой негазированной воды в пластиковых бутылках (изв. N 0116200007917001278).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24 апреля 2017 года в 15 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представителем заявителя приведены следующие доводы: заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредставлением конкретного показателя "Общая минерализация" предлагаемого товара.
Между тем, данному показателю соответствует диапазонное значение.
Также в составе первой части заявки имеется указание на то, что вода будет соответствовать СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости".
Прилагают копии протоколов лабораторных испытаний N 2662 от 30 марта 2017 года, N 2659 от 30 марта 2017 года, N 2661 от 30 марта 2017 года, N 2660 от 30 марта 2017 года.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что в инструкции по заполнению заявки указано, что если устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон. Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей. Если предлагаемый товар в соответствии с ГОСТом, ТУ, сертификатом, паспортом, инструкцией по применению, информацией изготовителя и т.д. имеет неконкретные (в том числе диапазонные, многозначные, временные и т.п.) характеристики, в таком случае следует указать их в том же виде, в каком указано в соответствующем ГОСТе, ТУ, сертификате, паспорте, инструкции по применению, информации изготовителя и т.д. с пояснением, например, сопровождением словами "установлено производителем", "согласно ГОСТу" и т.п.). Информация, содержащаяся в заявках, предоставляемых участниками, не должна допускать разночтений, неопределенности или иметь двусмысленное толкование.
В описании объекта закупки установлены требования к общей минерализации чистой питьевой негазированной воды 200-500 мг/л.
Участник закупки ООО "Азбука вкуса" в первой части своей заявки указывает общую минерализацию 200-500 мг/л, при этом без сопровождения каким-либо пояснением, то есть участник закупки не представил конкретный показатель.
Ссылка по тексту заявки на СанПиН не сопровождает непосредственно неконкретный показатель по общей минерализации, указанный в заявке, а является лишь указанием на СанПиН в соответствии с описанием объекта закупки.
Таким образом, заявка составлена не по вышеуказанным требованиям инструкции по заполнению заявки.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями аукционной документации участники закупки должны указать конкретное значение показателя "Общая минерализация", между тем, допускает, что данному показателю в действительности может соответствовать диапазонное значение.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 14.03.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 699 984,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущен 1 участник закупки, электронный аукцион признан несостоявшимся;
6) 1 заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 0116200007917001278-1 от 12.04.2017 года участнику закупки с номером 3 (ООО "Азбука вкуса") отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании следующего:
"Не допустить участника закупок на основании п.1 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с непредставлением конкретных показателей предлагаемого товара, для определения на соответствие значениям, установленным в части 2 "Описание объекта закупки" документации ЭА (общая минерализация)".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
N п/п |
Наименование предмета |
Техническая характеристика |
Ед.изм. |
Кол-во |
1. |
Чистая питьевая негазированная вода в пластиковых бутылках |
Вода питьевая негазированная, разлитая в пластиковой бутыли не менее 0,5 литров. Химический состав воды должен соответствовать следующим требованиям: Общая минерализация 200 - 500 мг/л Общая жесткость не более 7,0 мг - экв/л Общая щелочность не более 6,5 мг - экв/л Содержание: - Кальций, Са не более 130 мг/л - Магний, Mg не более 65 мг/л - Калий, К не более 20 мг/л - Хлориды, Cl не более 250 мг/л - Сульфаты, SO не более 250 мг/л - Бикарбонаты, HCO не более 400 мг/л |
Бут. |
38 888 шт. |
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Подраздел 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации содержит следующее:
"Если в Сведениях о товаре устанавливается диапазонный показатель, наименование которого указывается как "от __ до __", "___-___", то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя входящим в указанный диапазон".
Следовательно, показателю "Общая минерализация" соответствует конкретное значение.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых частей заявок участниками закупки.
Из материалов дела следует, что в составе первой части заявки участника закупки ООО "Азбука вкуса" (номер 3) указано, в том числе следующее:
N п/п |
Наименование предмета |
Техническая характеристика |
Ед.изм. |
Кол-во |
1. |
Чистая питьевая негазированная вода в пластиковых бутылках |
Вода питьевая негазированная, разлитая в пластиковой бутыли 0,5 литров. Химический состав воды соответствует следующим требованиям: Общая минерализация 200 - 500 мг/л Общая жесткость 7,0 мг - экв/л Общая щелочность 6,5 мг - экв/л Содержание: - Кальций, Са 130 мг/л - Магний, Mg 65 мг/л - Калий, К 20 мг/л - Хлориды, Cl 250 мг/л - Сульфаты, SO 250 мг/л - Бикарбонаты, HCO 400 мг/л |
Бут. |
38 888 шт. |
Таким образом, в составе первой части заявки заявителя не указано конкретное значение показателя "Общая минерализация", что не соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Следовательно, аукционной комиссией правомерно принято решение об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее:
N п/п |
Наименование предмета |
Техническая характеристика |
Ед.изм. |
Кол-во |
1. |
Чистая питьевая негазированная вода в пластиковых бутылках |
Вода питьевая негазированная, разлитая в пластиковой бутыли не менее 0,5 литров. Химический состав воды должен соответствовать следующим требованиям: Общая минерализация 200 - 500 мг/л Общая жесткость не более 7,0 мг - экв/л Общая щелочность не более 6,5 мг - экв/л Содержание: - Кальций, Са не более 130 мг/л - Магний, Mg не более 65 мг/л - Калий, К не более 20 мг/л - Хлориды, Cl не более 250 мг/л - Сульфаты, SO не более 250 мг/л - Бикарбонаты, HCO не более 400 мг/л |
Бут. |
38 888 шт. |
Также в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено следующее: "Вода должна соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды расфасованной в емкости".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.03.2002 года N 12 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02" (далее также - СанПиН 2.1.4.1116-02), согласно которым физиологическая полноценность макро- и микроэлементного состава расфасованной воды определяется ее соответствием следующим нормативам:
Показатели |
Единицы измерения |
Нормативы физиологической полноценности питьевой воды, в пределах |
Нормативы качества расфасованных вод |
|
Первая категория |
Высшая категория |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общая минерализа- ция (сухой оста- ток), в пределах |
мг/л |
100 - 1000 |
1000 |
200 - 500 |
Жесткость |
мг-экв/ л |
1,5 - 7 |
7 |
1,5 - 7 |
Щелочность |
- " - |
0,5 - 6,5 |
6,5 |
0,5 - 6,5 |
Кальций (Ca) |
мг/л |
25 - 130 <*> |
130 |
25 - 80 |
Магний (Mg) |
мг/л |
5 - 65 <*> |
65 |
5 - 50 |
Калий (K) |
- " - |
- |
20 |
2 - 20 |
Бикарбонаты (HCO3) |
- " - |
30 - 400 |
400 |
30 - 400 |
Фторид - ион (F) |
- " - |
0,5 - 1,5 |
1,5 |
0,6 - 1,2 |
Йодид - ион (J) |
мкг/л |
10 - 125 |
125 <**> |
40 - 60 <***> |
Также согласно СанПиН 2.1.4.1116-02 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием, в том числе следующим нормативам:
Показатели |
Единицы измерения |
Нормативы качества расфасованных вод, не более |
|
Первая категория |
Высшая категория |
||
I.б. Показатели солевого состава <*>: | |||
Хлориды |
г/л |
250 |
150 |
Сульфаты |
-"- |
250 |
150 |
Фосфаты (PO4) |
-"- |
3,5 |
3,5 |
Между тем, в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации одновременно установлены показатели, значение которых соответствует первой категории качества расфасованных вод ("Хлориды, Cl не более 250 мг/л", "Сульфаты, SO не более 250 мг/л"), показатели, значение которых соответствует высшей категории качества расфасованных вод ("Общая минерализация 200 - 500 мг/л"), а также показатели, значение которых установлено без указания нижней границы диапазона допустимых значений, что допускает представление участниками закупки значений таких показателей, соответствующих согласно СанПиН 2.1.4.1116-02 различным категориям расфасованных вод ("Общая жесткость не более 7,0 мг - экв/л", "Общая щелочность не более 6,5 мг - экв/л", "Кальций, Са не более 130 мг/л", "Магний, Mg не более 65 мг/л", "Калий, К не более 20 мг/л", "Бикарбонаты, HCO не более 400 мг/л").
Таким образом, в совокупности установленные в части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации значения вышеуказанных показателей не позволяют предложить к поставке товар одной определенной категории согласно СанПиН 2.1.4.1116-02.
Представителем заказчика данный факт не оспаривается.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки установлено не в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Следовательно, заказчиком нарушены пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что показателю "Общая минерализация 200 - 500 мг/л" может соответствовать диапазонное значение.
Между тем, согласно положениям подраздела 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации показателю "Общая минерализация" должно соответствовать конкретное значение.
Таким образом, поскольку в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки и описания объекта закупки относительно показателя "Общая минерализация 200 - 500 мг/л" требуется представить конкретное значение, между тем, в действительности такому показателю должно соответствовать диапазонное значение, Комиссия отмечает необходимость в приведении в соответствие инструкции по заполнению заявки и описания объекта закупки для возможности установления в аукционной документации, а в последующем - указания участниками закупки в составе первых частей заявок корректного значения показателя "Общая минерализация".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Азбука вкуса" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку чистой питьевой негазированной воды в пластиковых бутылках (изв. N 0116200007917001278) необоснованной.
2. Признать заказчика Управление делами Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Управлению делами Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) об исполнении положений предписания.
5. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2017 г. N 06-317/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017