Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 27 апреля 2017 г. N 56
Резолютивная часть решения объявлена 27 апреля 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 02 мая 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления; И.М. Хамчиев - главный государственный инспектор Управления;
в присутствии представителей уполномоченного органа - Министерства финансов РИ Отдел государственных закупок Республики Ингушетия (далее - Уполномоченный орган) - Хаутиева З.С. (доверенность N1326/16 от 14.04.2017 г.); заказчика - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия (далее - Заказчика) - Измайлова А.А. (доверенность N16 от 19.04.2017 г.), Хашагульгова Б.А. (доверенность N17 от 18.04.2017 г.);
в отсутствии представителей заявителя жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Бекор" (далее - Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобу уведомлен надлежащим образом, до начала рассмотрения заявлений и ходатайств не поступало;
рассмотрев жалобу Заявителя на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) уполномоченного органа при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0114200000117000353 на выполнение работ по строительству объекта "Школа на 704 учащихся в северо-западном микрорайоне г. Назрань" (далее - ЭАN0114200000117000353) выразившиеся в нарушении статей 64, 34 и 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части нарушения требований к содержанию документации, и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченным органом единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0114200000117000353.
Согласно жалобе в документации имеются следующие нарушения:
1. В нарушение статей 34 и 37 Закона о контрактной системе в проекте контракта и в документации не предусмотрены антидемпинговые меры применительно к обеспечению исполнения контракта.
2. В нарушение статьи 34 Закона о контрактной системе не установлен срок исполнения контракта.
3. В нарушение статей 8 и 33 Закона о контрактной системе и положений письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 установлены ограничивающие количество участников закупки требования к товару, поставляемому при выполнении работ.
4. В нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки по ряду товаров не указаны параметры эквивалентности (доводы 4 - 6 жалобы: пункты 358, 359, 728, 201, 265 технического задания).
5. В инструкции по заполнению заявки имеются требования к заявке ограничивающие количество участников закупки (доводы 7, 10 жалобы: не поясняется как заполнять заявку при указании "/" в условном обозначении товара; не поясняется как заполнять заявку при указании параметров "не менее 140х70х75мм".)
Представители Уполномоченного органа и Заказчика пояснили, что документация по их мнению соответствует требованиям законодательства.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.03.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 395 976 890,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 24.04.2017;
5) дата проведения аукциона в электронной форме -28.04.2017.
1. В силу статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе в числе прочего должна содержать в числе прочего и проект контракта в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе и антидемпинговые меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в проекте контракта в пункте 14.3 предусмотрены антидемпинговые меры применительно к обеспечению контракта. Также данные меры прописаны также и в общей части документации в разделах 14 и 15.
В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно статей 64, 63 и 42 Закона о контрактной системе в документацию включается также и условие о сроках выполнения работ.
В силу части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В ходе изучения документации установлено, что в пункте 3.1 проекта контракта установлен срок окончания работ - 20 декабря 2017 г., вследствие чего Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе, документация в числе прочего должна содержать описание объекта закупки, в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Кроме того, согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В ходе изучения документации установлено, что в документации установлены требования к характеристикам товара, которые относятся к испытаниям определенной партии товара после его производства: "пункты 14 -17 (Бетон): По истираемости бетон должен быть марки не ниже G3 (при испытании на круге истирания). П. 81 (Грунтовка ГФ-021): Условная вязкость при (20,0_0,5) °С по вискозиметру ВЗ-4, не менее 45 с. Массовая доля нелетучих веществ 54-60 %. Время высыхания до степени 3 при (105_5) °C, не более 35 минут. Время высыхания до степени 3, при (20_2) °С не более 24 часа. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3 не менее 0,35 условные единицы. Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 не менее 50 см. Адгезия пленки не более 1 балл. П. 98 (Плинтусы поливинилхлоридные): Прочность при растяжении не менее 20 МПа но не более 30 Мпа. П. 446 (Горячекатаная арматурная сталь): Механические свойства: предел текучести не менее 235 Н/мм2, временное сопротивление разрыву не менее 38 кгс/мм2, относительное удлинение не менее 14 %. П. 479 (Люк чугунный тяжелый): Номинальная нагрузка на крышку люка - 250 кН и т.д.".
Вследствие указанного выше, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы, так как указанные характеристики необходимого к поставке товара при выполнении работ являются излишними и ограничивают количество участников закупки и нарушают положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В ходе изучения документации Комиссия Управления также приходит к выводу, что описание необходимого к поставке товара при выполнении работ по указанным ниже позициям технического задания не соответствует положениям пунктов 1-2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе:
- Пункты 358 -359 (Вентилятор крышный дымоудаления) - корпус вентилятора должен быть изготовлен из углеродистой стали с высококачественным полимерным покрытием - не указаны параметры полимерного покрытия и не поясняется что понимается под "высококачественным", не указаны параметры эквивалентности.
- Пункт 201 "Кабель-канал (короб)" - установлено требование "16x16 мм" при этом не установлено наименование показателя.
- Пункт 565 "Холодильник бытовой НОРД или аналог" - установлено требование "не белее 141х57х62 см" при этом участнику не поясняется что означает "не белее" ни в техническом задании, ни в инструкции по заполнению заявки.
- В пункте 13 "Битум строительный" установлено требование к характеристикам "для гидроизоляции, должен быть марки: БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10", в то время как согласно инструкции по заполнению заявки значения (характеристики) показателей, сопровождающиеся словами "от", "до", "минимальное значение", "максимальное значение", "не более", " не менее", "не хуже", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "меньше чем", "больше чем", "не ниже", "не выше", "не меньше", "не больше", "выше", "ниже", "одной из", "меньше", "больше", "в пределах", а также знаки "/", "", "+/-", "+", "-", "~" необходимо конкретизировать, т.е. указывать конкретный показатель, за исключением когда такие значения показателей и/или слова и/или знаки установлены производителем, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе. Из изложенного следует, что согласно Инструкции необходимо сделать участникам выбор в внутри условного обозначения марки битума, что является также нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком в техническом задании по ряду позиций, например, в пункте 286 Приложения к Техническому заданию для товара "Коробка телефонная" установлено требование к характеристикам "не менее 140х70х75 мм, в тоже время Инструкция, не содержит правил толкования используемого Слова "не менее" при описании требуемых значений показателей вида АхВ и/или АхВхС, что делает невозможным участнику сделать вывод, о том, считать слово "не менее" применимыми только к первому числовому значению, установленному справа от используемого слова до знака "х" или к каждому размеру индивидуально, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и является нарушением статьи 33 и 8 Закона о контрактной системе. Вследствие изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя - ООО "Бекор" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение статей 64, 33, 8 Закона о контрактной системе в части нарушения требований к содержанию документации.
3. Выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу об устранении нарушений статей 64, 33, 8 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель Комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: И.М. Хамчиев
М.М. Халмурзиев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОНКУРСНОЙ, АУКЦИОННОЙ ИЛИ КОТИРОВОЧНОЙ КОМИССИИ, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 27 апреля 2017 г. N 56
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2017