Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 2 мая 2017 г. N 75/2017
Резолютивная часть объявлена 02 мая 2017 г. Изготовлено в полном объеме 05 мая 2017 г. |
г. Курск
|
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
|
член Комиссии, |
||
|
член Комиссии, |
||
Заявитель |
индивидуальный предприниматель Фомин Константин Викторович (далее - ИП Фомин К.В., заявитель) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела) |
||
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кореневская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Кореневская ЦРБ", заказчик) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
... (по доверенности) представлен документ, удостоверяющий личность |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0344300023617000060 |
||
Объект закупки |
право заключения контракта с ОБУЗ "Кореневская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области на поставку лекарственных средств |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
204 079 руб. 00 коп. |
||
Доводы жалобы: 1. По мнению заявителя, в нарушение ч.1 ст.33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), заказчиком в пунктах 1, 2, 5, 6 технического задания аукционной документации указано наименование закупаемого товара - "декстан", в пункте 7 - "ацесоль", не зарегистрированные в государственном реестре лекарственных средств. 2. Как считает ИП Фомин К.В., в нарушение положений ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком в п.6.2 проекта контракта установлено требование к остаточному сроку годности товара в процентах, в то время как описание объекта закупки аукционной документации заказчика содержит требование о наличии остаточного срока годности товара не менее 12 месяцев на момент его поставки, что вводит в заблуждение участников закупки. При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия УСТАНОВИЛА: В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344300023617000060, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 12.04.2017 г.; - дата окончания подачи заявок - 20.04.2017 г.; - согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20.04.2017 г., на участие в закупке было подано 4 (четыре) заявки, допущенные аукционной комиссией заказчика к участию в электронном аукционе. 1. В соответствии с п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п.7 ч.2 ст.83 ФЗ "О контрактной системе_" вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. В приложении N2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В указанном приложении заказчиком в пунктах 1, 2, 5, 6 указано наименование закупаемого товара "декстан". Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, товар "декстан" в государственном реестре лекарственных средств отсутствует как по торговому наименованию, так и по международному непатентованному наименованию (далее - МНН), товар "ацесоль" зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств под торговым наименованием "ацесоль". Как следует из письменных пояснений заказчика, а также пояснений представителя ОБУЗ "Кореневская ЦРБ" в ходе рассмотрения дела, при составлении описания объекта закупки заказчиком была допущена опечатка (пропущена буква "р") в наименовании поставляемого товара "декстан". Заказчику требуется лекарственное средство с МНН "декстран". Также представитель заказчика пояснила, что товар "ацесоль" указан в приложении N2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по торговому наименованию, не по международному непатентованному наименованию (МНН). При таких обстоятельствах, приложение N2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчика содержит наименование лекарственных средств с международными непатентованными наименованиями и торговым наименованием, что противоречит требованиям п.6 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_". 2. Пунктом 1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Как установлено ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Руководствуясь указанными нормами ФЗ "О контрактной системе...", заказчик в приложении N2 "Описание объекта закупки" аукционной документации описал объект закупки и установил, что "товар должен отпускаться Заказчику с остаточным сроком годности не менее 12 месяцев на момента поставки". Вместе с тем, в п.6.2 проекта контракта аукционной документации заказчиком установлен остаточный срок годности поставляемого товара в процентах: "Остаточный срок годности поставляемого Товара не менее 80 % на момент поставки". На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что заказчик, меняя старую редакцию аукционной документации, ошибочно указал в проекте контракта аукционной документации остаточный срок годности товара в процентах. В соответствии с Письмом ФАС России от 26 августа 2014 г. N АК/34487/14 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов", требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению. Таким образом, установив в п.6.2 проекта контракта аукционной документации требование об остаточном сроке годности лекарственных средств в процентах, заказчик нарушил положения ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено. В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_", извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_". Согласно ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_". Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", в случае отсутствия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника требованию п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", не устанавливаются. В случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, предусмотренного предметом закупки, в извещении, аукционной документации заказчиком должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию. В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации электронного аукциона заказчиком не указано (не раскрыто) об отсутствии требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, предусмотренных предметом закупки. В разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0344300023617000060 заказчиком установлено: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Предусмотрены п. 25 Аукционной документации. Форма предоставления декларации соответствия требованиям указана в Приложении N 6 Аукционной документации". В п.25 "Единые требования к участникам" аукционной документации заказчиком указано: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки". В п.п.2 п.38 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки о представлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона". В ходе заседания Комиссии представитель заказчика пояснила, что для исполнения контракта требуется наличие действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Таким образом, в нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком в извещении, аукционной документации электронного аукциона установлено требование о соответствии участников закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося предметом электронного аукциона, однако не указано, каким именно требованиям законодательства РФ необходимо соответствовать участникам закупки. В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки для подтверждения соответствия обязательному требованию законодательства РФ, что нарушает требования п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_". В нарушение ч.ч.1, 3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", в п.25 "Единые требования к участникам" аукционной документации заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в подтверждение своего соответствия требованию заказчика о соответствии участников закупки требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося предметом электронного аукциона. 2. В соответствии со ст.6 ФЗ "О контрактной системе_", контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Согласно ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе...", исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 ФЗ "О контрактной системе...", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российский Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключает контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Согласно ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017), установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. В п.32 "Порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта" аукционной документации заказчиком установлено требование к сроку действия банковской гарантии: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц". Вместе с тем, в п.12.1 раздела 12 "Дополнительные условия" проекта контракта заказчиком указано: "Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента выполнения обязательств настоящего Контракта Сторонами". Указанная формулировка окончания срока действия контракта не позволяет участнику закупки определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет. Указание срока действия контракта в виде события приводит к невозможности представления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта на этапе заключения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта, поскольку невозможно определить, когда наступит событие, связанное с исполнением обязательств сторонами, вследствие чего невозможно установить минимальные требования заказчика к сроку действия обеспечения исполнения контракта. Таким образом, требование, установленное заказчиком в п.12.1 раздела 12 "Дополнительные условия" проекта контракта аукционной документации, не соответствует положениям ч.3 ст.96 ФЗ "О контрактной системе...", исключает возможность представления участниками закупки надлежаще оформленного обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и нарушает принципы контрактной системы, определенные в ст.6 ФЗ "О контрактной системе_". На основании изложенного, учитывая, что на дату рассмотрения настоящего дела установленные Комиссией нарушения в действиях заказчика носят неустранимый характер, результаты проведения внеплановой проверки и материалы, имеющиеся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Фомина Константина Викторовича на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения здравоохранения "Кореневская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области обоснованной. 2. Признать заказчика - Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Кореневская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области нарушившим требования ст.6, ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.ч.1, 3 ст.64, ч.3 ст.96 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. 3. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок носят неустранимый на дату рассмотрения дела характер, выдать заказчику - Областному бюджетному учреждению здравоохранения "Кореневская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя). 4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ... 5. Передать материалы дела N75/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. | |||
Председатель Комиссии |
|
||
Члены Комиссии |
|
||
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 2 мая 2017 г. N 75/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2017