Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 мая 2017 г. N 916/06
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в рамках государственного оборонного заказа в составе:
|
Председатель Комиссии В.Л. Частников, |
|
Члены Комиссии С.А. Ефимов, С.П. Рудаенко, |
рассмотрев дело N 916/06 о нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении электронного аукциона N 0803100001417000006 "Капитальный ремонт здания служебно-технической застройки вертодрома "Каспий" здания "Казарма" в рамках государственного оборонного заказа" (далее - Аукцион), в присутствии: представителей Заказчика - Гусева А.С. и Кузнецова Н.В. по доверенности от 02.05.2017 г., от Заявителя представитель не явился, уведомлен исх.7273/06 от 28.04.2017 г,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. 6351 от 27.04.2017 г.), в которой содержались доводы о неправомерных, по его мнению, действиях Заказчика при формировании документации об электронном аукционе.
Заказчик представил в материалы дела возражение на жалобу ООО "Скорость", копии документов по названному Аукциону. С доводами жалобы Заказчик не согласен.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14, по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
21.04.2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного Аукциона N 0803100001417000006 "Капитальный ремонт здания служебно-технической застройки вертодрома "Каспий" здания "Казарма" в рамках государственного оборонного заказа", документация об электронном Аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 900 000,00 рублей.
1) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 5 раздела 2 "Условия задания" Технического задания приложение N 1 к проекту государственного контракта: "Все строительные материалы, используемые для выполнения ремонта, должны иметь сертификаты качества и соответствовать стандартам РФ".
Согласно позиции 8 "Требования к основным материалам, изделиям применяемым в ходе выполнения работ" Технического задания: "Напольный керамогранит - должен быть матовым, полированный или неполированный и толщиной не менее 8 мм. Предел прочности на изгибе МПа не более 25".
В соответствии с п. 5.2.1. ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия" (далее - ГОСТ), физико-механические показатели плиток должны соответствовать следующим требованиям:
Наименование показателя |
Значение для плиток |
|
неглазуро- ванных |
глазурованных |
|
Предел прочности при изгибе, МПа, не менее, для плиток толщиной: до 9,0 мм включ. св. 9,0 мм |
28,0 25,0 |
28,0 25,0
|
Таким образом, по показателю "Предел прочности при изгибе" Заказчик установил значение, которое ниже значения, указанного в ГОСТ (для плиток от 8 до 9 мм не более - 25,0 МПа вместо не менее 28,0 МПа, для плиток от 9 не более 25 МПа, вместо не менее 25 Мпа), что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Довод жалобы обоснован.
2) В ходе внеплановой проверки установлено:
2.1) В соответствии с ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона в извещении и документации об аукционе указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями под юрисдикцией Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турции.
Данный запрет Заказчик не установил ни в извещении, ни в документации к Аукциону.
На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены ч.5 ст. 63, ч.1 ст. 64 Закона.
2.2) В п. 2.3 раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" документации к Аукциону установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: "копию свидетельств о допуске: выданное саморегулирующей организацией (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств, которые оказывают влияние на объекты капитального строительства" и ст. 55.16 Градостроительного Кодекса РФ) на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования.
16. Устройство наружных сетей водопровода:
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных.
17. Устройство наружных сетей канализации:
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство"
Вместе с тем с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 4 - 5.1 ст. 48, 2 - 3.1 ст. 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует ч. 3 ст. 52 ГрК РФ и является нарушением ч. 6 ст. 31 Закона.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации о закупке требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, нарушают ч. 6 ст. 31 Закона.
2.3) Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Ч. 6 ст. 66 Закона установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона документов и информации, не допускается.
Комиссией установлено, что в п. 2.2 раздела 2 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" документации к Аукциону установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара.
Согласно позиции 3 и 4 "Требования к основным материалам, изделиям применяемым в ходе выполнения работ" Технического задания (далее - Требования): "плиты влагостойкие не менее 95%".
В позиции 5 Требований установлено: "Разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (L=350 ММ) должна быть: продольных не менее 322 Н (32,2 КГС), поперечных не ме 105 Н (10,5 кгс)"
Согласно позиции 7 Требований: "Разбухание по толщине за 24 часа должно быть не более 18%"
В позиции 8 Требований указано: "Водопоглощение не более 3,5%. Разрушающие усилие не менее 1500 Н."
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в "Требования к основным материалам, изделиям применяемым в ходе выполнения работ" Технического задания документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров (решение Верховного суда РФ N АКПИ16-1287 от 09.02.2017 г.).
Таким образом, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст. 99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст.31, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 4 мая 2017 г. N 916/06
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2017